Готье (Марсельский), Пьер
1642 - 1696

Назад

Пьер Готье (Марсельский) (Pierre Gautier (de Marseille)) - Французский композитор, оперный режиссер, органист и педагог

Родился в 1642 году, Ла-Сьота - умер в 1696 году, Сет.

Вероятно, учился в Париже. В 1682 году он был в Марселе в качестве органиста и преподавателя игры на органе, клавесине и композиции. 8 июля 1684 года он получил разрешение от Люлли основать там музыкальную академию: это было первое разрешение Люлли на открытие оперного театра в провинции. Первым представлением, состоявшимся 28 января 1685 года, была "Триумфальная арка мира", либретто и музыка Готье; она с успехом исполнялась несколько раз в неделю вплоть до начала Великого поста. Позже, в 1685 году, Готье приехал в Париж, чтобы нанять новых исполнителей. Сезон 1685/1686 годов прошел с таким же успехом, были поставлены "Триумф любви", "Фаэтон" и "Армида" Люлли. 5 февраля 1687 года опера Готье "Юджин дю Солей" была исполнена перед аудиторией из более чем 1000 человек на террасе дома коменданта галер, чтобы отпраздновать успешное выздоровление Людовика XIV после операции. Летом и осенью 1687 года труппа с большим успехом исполнила "Фаэтона и Армиду" в Авиньоне. В начале 1688 года Готье успешно поставил в Марселе оперу Люлли "Атис", которую в июне привез в Авиньон, где он также подготовил "Беллерофон" Люлли для двух частных представлений в резиденции маркиза Бловака. 4 сентября того же года он был заключен в тюрьму за долги и вынужден был продать все имущество своей компании как в Авиньоне, так и в Марселе. Освобожденный 10 сентября, он отправился в Лион, куда годом ранее уехал один из его танцоров, Жан-Пьер Лень, чтобы организовать оперную труппу; теперь он был нанят в качестве соруководителя и дирижера. 16 марта 1689 года он подал в отставку с поста соуправляющего, но оставался дирижером до тех пор, пока компания не была распущена в 1692 году. В 1693 году привилегия ставить оперы в Марселе была передана в субаренду его брату Жаку, скульптору, работавшему сценографом в Лионе, который стал главным режиссером музыкальной академии в Марселе. В январе 1694 года спектакли успешно начались. Весной 1695 года труппа выступала в Экс-ан-Провансе, а летом - в Тулоне. В 1696 году они исполнили "Альцеста" Люлли в Марселе, а в мае того же года выступили в Эксе, в октябре - в Авиньоне, в ноябре - в Арле и в декабре - в Монпелье. В конце декабря Готье вместе со своим братом, некоторыми сотрудниками компании и всем своим оборудованием отправился в обратный путь морем из соображений экономии. Судно погибло во время шторма. Как оперный режиссер Готье заботился о качестве своего репертуара, в основном музыкальных трагедий, в которых он проявил себя как представитель французского классицизма. Он также заботился о качестве исполнения и постановке: несколько певцов и танцоров из Парижа, в том числе из Королевской академии, последовали за ним в Марсель. Он также выплачивал своим артистам разумную зарплату, оставив неоплаченными другие свои долги. Как композитор, он написал, согласно "Музыкальному словарю" Броссара (1703), "танец стиля и подражания Люлли". Тем не менее, его сохранившиеся произведения не являются произведениями простого подражателя: его опубликованные арии и танцы (для флейты, скрипки и континуо) вдохновенны и тщательно скомпонованы; он использует нисходящие мелодические паттерны индивидуально, его имитационное письмо разнообразно, его басовые партии выразительны, его ритмы живые, а также его инструментальные краски вызывающий воспоминания.

Ноты сочинений Пьера Готье (Марсельского) на сайте библиотеки IMSLP