Готье, Дени
1597 - 1672
Назад
Gaultier, Denis
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Дени Готье был французским композитором и лютнистом. Чтобы отличить его от его двоюродного брата, Эннемона Готье, его часто называли "Готье Младший"; он также был известен как "Готье из Парижа". Он был учеником Шарля Раке, на смерть которого он написал музыкальную эпитафию. Женатый в 1635 году на Франсуазе Докур, он имел одного сына, Филиппа Эмманюэля, который стал советником короля. В отличие от Эннемона, он не занимал официальной придворной должности, несмотря на высокое уважение, которым он пользовался у короля и некоторых его музыкантов. Он практиковал свое искусство в городе Париже и в салонах, включая салон Нинон де Ланкло. До 1631 года, когда Эннемон покинул Париж, его карьера была так тесно связана с карьерой его двоюродного брата, что писатели того времени ссылаются на них, не пытаясь различить их. Оба имели дело с Бланкроше и Ланкло и пользовались славой, по крайней мере равной славе лютнистов Дюфо, Дюбю-отца, Жака Галло и Шарля Мутона, на которых они оказали влияние и с которыми их объединяли выражения всеобщего восхищения. Дени и Эннемон Готье также смешаны во многих французских и иностранных печатных и рукописных сборниках музыки для лютни; ряд пьес подписаны просто фамилией. Более того, иногда невозможно с уверенностью установить авторство пьес, приписываемых "Старому Готье", "Дени Готье", "Готье из Парижа" или "Готье Младшему", поскольку одни и те же пьесы иногда приписываются обоим в разных сборниках. "Риторика богов" и "Пьесы для лютни на три новых лада", которые, согласно титульным листам, состоят только из произведений Дени Готье, включают пьесы, приписываемые в других местах Эннемону. "Табулатурная книга", которую начал Дени Готье и которая была завершена после его смерти его учеником Монтарси, однако, содержит почти равное количество пьес, четко атрибутированных либо Дени, либо Эннемону. "Пьесы для лютни" (около 1669 года) и "Табулатурная книга" (около 1672 года) обе начинаются с кратких инструкций о том, как играть на лютне. "Риторика богов" (около 1652 года), роскошная рукопись, составленная под патронажем Анны де Шамбре, разделена на 12 частей, каждая из которых названа в честь одного из греческих ладов, и проиллюстрирована гравюрами по оригиналам Лесюёра, Абрахама Босса и Робера де Нантейля. Его творчество (и творчество Эннемона тоже), которое изначально было полностью предназначено для лютни, состоит главным образом из танцев, некоторые из которых обозначены подзаголовками, выбранными из мифологии. Два композитора развили жанр музыкальной эпитафии, который они, фактически, впервые стали использовать в музыке для лютни. Их использование тональности часто более смелое, чем у их предшественников. Фробергер был одним из нескольких композиторов клавирной музыки, которые находили вдохновение в стиле их музыки, не в последнюю очередь в фактуре; некоторые сочинения Готье действительно были переложены для клавесина в XVII веке. Перрен также использовал пьесы Готье, когда экспериментировал около 1680 года с записью музыки для лютни в линейной нотации.
Творческое наследие Дени Готье, как и его кузена Эннемона, составляет одну из вершин французской музыки для лютни эпохи барокко. Их сочинения, главным образом танцы и музыкальные эпитафии, отличаются изысканностью, сложностью фактуры и новаторским для своего времени подходом к тональности. Музыка братьев Готье оказала значительное влияние не только на современников-лютнистов, но и на композиторов, работавших в других жанрах, таких как клавирная музыка, о чем свидетельствуют транскрипции их произведений для клавесина.
Сочинения для лютни
Ноты сочинений Дени Готье на сайте библиотеки IMSLP