Гастольди, Джованни Джакомо
ок.1554 - 1609
Назад
Джованни Джакомо Гастольди (Giovanni Giacomo Gastoldi) - Итальянский композитор
Родился около 1554 года, Караваджо в Кремоне - умер 4 января 1609 года.
Впервые он упоминается в 1572 году в Мантуе в качестве иподиакона Палатинской базилики Святой Варвары. В следующем году он был возведен в сан диакона, который занимал по крайней мере до 1574 года. В конце 1575 года, незадолго до рукоположения, Гастольди получил особняк в Святой Барбаре. С сентября 1579 по август 1587 года он преподавал контрапункт послушникам в базилике; в записях впервые упоминается о нем как о певце в 1581 году. В 1582 году кардинал Карло Борромео обратился с просьбой разрешить Гастольди поступить к нему на службу в Милан; герцог Гульельмо Гонзага ответил, что ни в коем случае не позволит лишить себя таланта Гастольди. Как в том году, так и в 1585-1586 годах Гастольди исполнял обязанности маэстро ди капелла вместо Верта, который заболел; в 1588 году он сменил Верта на посту маэстро ди капелла, который занимал до самой своей смерти. Для постановки оперы Гуарини "Пастор Фидо", поставленной в 1598 году, Гастольди сочинил "Бал в сьеке" (II; ii), печально известный трудный момент в пьесе, из-за которого провалились предыдущие попытки ее постановки; постановка Гастольди была опубликована в его "Кварто либро де мадригали" в 1602 году. Одним из его последних заказов при дворе было сочинение музыки к одной из интермедий, созданных для сопровождения оперы Гуарини "Тропика", которая была исполнена в 1608 году в рамках масштабных торжеств по случаю бракосочетания принца Франческо Гонзага с Маргаритой Савойской. В своем завещании Гастольди завещал свою коллекцию духовной музыки ордену Святой Варвары, а свои издания мадригалов - Фульвио Гонзага, маркизу Весковато и автору Первого собрания сочинений 1607 года. Самыми популярными сочинениями Гастольди при его жизни и в течение некоторого времени после его смерти были его балеты, из которых он опубликовал два комплекта: один для пяти голосов и один для трех. Сборник из пяти голосов, опубликованный в 1591 году, переиздавался около 30 раз, как в Венеции, так и к северу от Альп (последний раз - в 1657 году). Успех этих произведений следует приписать их простоте и мелодичности. Они состоят из двух повторяющихся частей, каждая из которых заканчивается припевом; их текстуры сильно гомофоничны, и, согласно титульному листу, их должны были петь, играть и танцевать. У каждого балета есть характерное название (например, "Пьяцца", "Красавица", "Любовь Витторио"), но мы не пытаемся отразить эти характеристики в музыке, да и было бы трудно это сделать, учитывая ограничения жанра. Книга заканчивается шестиголосной маскерадой и восьмиголосным хором; оба они, вероятно, являются остатками театральных произведений. Трехголосные балеты, хотя и переиздавались реже, по-прежнему пользовались огромной популярностью. Они написаны в стиле, подобном стилю предыдущей коллекции (которые, по сути, задуманы как трио с добавленными внутренними деталями для придания текстуры), и, как и они, предназначались для танцев. Любовь к более легким стилям письма прослеживается и в других светских изданиях, таких как "Сборник мадригалов для молодых певцов" (который завершается еще одной театральной пьесой "Танец пасторали", написанной для двух четырехголосных хоров) и "две книги канцонетт". Несмотря на несомненную популярность балетов, большая часть усилий Гастольди как композитора была направлена на сочинение духовной музыки, некоторые из которых также нашли отклик на рынке. Этот аспект его творчества, который иногда упускается из виду, отражает не только его карьеру в S Barbara, но и его приверженность идеалам контрреформации, которые отстаивал Карло Борромео, с его акцентом на доступность. Например, "Четвероевангелие первого тома" рассчитано на ресурсы и возможности скромного хора, в то время как "Вечерний псалом" в "Тотии анни", который переиздавался пять раз, основан на сочетании гомофонии и простого контрапункта и не проявляет особого интереса к хроматическим интонациям, даже в глубоком звучании; эта книга включает в себя установку "Магнификат на седьмой тон" Верта и посвящена настоятелю монастыря Святой Варвары. Гомофония также преобладает в шестиголосном "Salmi intieri ... libro secondo", иногда сливаясь с фальцобордонными пассажами, как в "Вечерне" Монтеверди 1610 года. Самой популярной из них была его "Integra omnium solemnitatum vespertina psalmodia", сборник наиболее часто встречающихся текстов псалмов, который был переиздан еще в 1705 году. Его самыми простыми являются двухголосные псалмы 1609 года, состоящие из 14 переложений вместе с магнификатом, в то время как в сборнике 1601 года для восьми голосов используются техники двойного хора и альтерната - особенность практики С. Барбары. Эти публикации свидетельствуют о том, что Гастольди стремился к широкому рынку, который включал в себя, в качестве приоритета, хоры со скромными амбициями. С другой стороны, выставка "Мессе и мотетти" прямо описывается как памятник музыке, исполнявшейся в Портикуоло (ныне Портиоло). Ее содержание отличается грандиозностью и сопровождается партитурой для органа.
Ноты сочинений Джованни Джакомо Гастольди на сайте библиотеки IMSLP