Гассман, Флориан Леопольд
1729 - 1774
Назад
Флориан Леопольд Гассман (Florian Leopold Gassmann) - Богемский композитор
Родился 3 мая 1729 года, Брюкс (ныне Мост) - умер 20 января 1774 года, Вена.
Возможно, он получил образование в иезуитской гимназии в Комотау (ныне Хомутов). Наиболее достоверные биографические источники называют регента Брюкса Иоганна Воборщила (или Яна Воборжила) его учителем пения, игры на скрипке и арфе. Вопреки желанию своего отца, он решил сделать музыку своей профессией и мальчиком покинул дом, отправившись в Италию, где, возможно, учился у падре Мартини. Подробности его службы под началом графа Леонардо Венери в Венеции неизвестны. Первым заметным музыкальным событием в жизни Гассмана стала постановка его оперы "Меропа" в театре Моисея в Венеции на карнавале 1757 года. Его оперный успех в Италии привел к тому, что он был приглашен в Вену в качестве балетного композитора и преемника Глюка (1763). В течение года траура по случаю смерти Франца I (1765-1766) венские театры были закрыты, и Гассман снова посетил Венецию, где в театре Джованни Гризостомо была поставлена его опера "Ахилл в Сиро". Во время этой поездки он познакомился с Сальери и привез его в Вену в качестве ученика. До конца своей жизни Сальери высоко ценил Гассмана. В 1770 году Гассман написал "Контессину", свою самую популярную оперу, для встречи Иосифа II и Фридриха Великого в Мериш-Нойштадте; ранее в том же году он побывал в Риме на постановке своей оперы "Эцио". Гассман был основателем старейшего венского музыкального общества Tonkünstler-Societät, первым вице-президентом которого он был. Его оратория "Освобожденная Бетулия" была написана для одного из первых публичных выступлений общества (29 марта 1772 года). 13 марта 1772 года он сменил Георга фон Ройтера (ii) на посту гофкапельмейстера, немедленно начав важную реорганизацию персонала и библиотеки придворной капеллы. Берни, который уже был знаком с некоторыми операми Гассмана по постановкам в Италии, присутствовал на представлении "Ровинати" в Вене в 1772 году и опубликовал похвалу рукописным струнным квартетам, которые он привез в Англию. Гассман погиб в результате падения из кареты в 1774 году. Императрица Мария Терезия была крестной матерью его второй дочери, родившейся после его смерти. Музыка Гассмана, как правило, высоко ценилась такими музыкантами XVIII века, как Берни, Гербер и Моцарт; его оперы были весьма популярны, их ставили в таких отдаленных друг от друга городах, как Неаполь, Лиссабон, Вена и Копенгаген. В частности, в двух его самых известных комических операх, "Любовь артиджано" и "Контессина", оркестр Гассмана непрерывно исполняет музыку, направляя драматическое действие к финалу ансамбля. В Вене его имя было тесно связано с именем Глюка. Некоторые авторы отмечают исключительную важность оркестра в операх Гассмана. Хотя персонажи и ситуации в его либретто (многие из них написаны Гольдони), как правило, имеют отношение к комедии дель Арте, музыка Гассмана придает им драматическую яркость, которая далека от общепринятой. Его выбор темпа и размера, мелодическое и ритмическое оформление тем - все это направлено на определение характера и развитие драматургии. В ранних операх Гассман предпочитал мелодичные итальянские мелодии с простым аккордовым сопровождением, но в его поздних работах оркестр играет все более важную роль, внося ритмические и мелодические фигуры, которые помогают очертить драматическое действие. Симфония дома Кампаньи даже представляет собой программный набросок сюжета оперы. Гассман использует деревянные духовые инструменты особенно разнообразно и изобретательно, а ритурнели в ариях да капо из его оперной серии часто обширны. В частности, в своих ансамблях Гассманн превращал относительную формальную свободу оперы-буффа в драматический эффект. Он часто использовал многосекционный ансамблевый финал, например, с внезапными сменами темпа, тональности и размера, чтобы обозначить этапы драматического крещендо. Он уделил особое внимание масштабному планированию этих драматических кульминаций; например, в "Любви Артиджано" финалы всех трех актов значительно расширены по сравнению с оригинальным либретто Гольдони. В своих мемуарах Сальери описывает свою первую попытку сочинить оперу, отмечая, что он следовал методам, которые, по его наблюдениям, применял Гассман; сочиняя первый финал, он утверждает, что потратил три часа на то, чтобы набросать последовательность размеров и тональностей, прежде чем написать хоть одну ноту. За исключением опер и 24 концертных симфоний, произведения Гассмана можно расположить лишь приблизительно в хронологическом порядке. Судя по расположению сохранившихся рукописных копий, представляется разумным предположить, что трио относятся к итальянскому периоду творчества композитора. Кош полагал, что Гассман написал большинство церковных произведений в первые годы своего пребывания в Вене. Большинство концертных симфоний, по-видимому, были написаны в 1765 году или позже, и, по крайней мере, некоторые квартеты и квинтетчицы также являются поздними произведениями. Помимо опер, наибольшие достижения Гассмана, по-видимому, принадлежат его симфониям; камерная музыка, по-видимому, выдержана в более консервативном ключе. Концертные симфонии почти поровну состоят из трех- и четырехчастных произведений, из которых большинство трехчастных - более ранние. В некоторых отношениях Гассманн, несомненно, оригинальный композитор, экспериментировал в своих симфониях по-разному. Иногда он использует редкие тональности (ля мажор, си минор), а в одной симфонии из трех частей ре (h7) есть среднее анданте соль минор. Экспериментальный подход Гассмана распространялся и на формальные композиции; в первой части повторение часто происходит в субдоминанте или относительном миноре. Среди других примеров нетрадиционной обработки можно найти коду первой части (h86), гармоническую связь одной части со следующей (h3, 86, 157) и фугальную первую часть (h65). В пяти концертных симфониях (и увертюре к "Любви к богу"), написанных до 1770 года, есть медленное вступление к первым частям. Лирический дар Гассмана был значителен, как видно из примера 1, первой темы одной из его поздних симфоний (h85), а сходство между первой темой его Реквиема (пример 2) и темой Моцарта настолько велико, что поражает воображение. Несмотря на свою способность сочинять запоминающиеся мелодии, Гассман часто сокращал количество тем в своих экспозициях с помощью тематических изменений, включая повторы фрагмента основной темы (h153), переложение с новым сопровождением (h137) или ритмически связанные мотивы (h161). Хотя в ритмическом плане ранние работы Гассмана сильно отражают влияние увертюры к итальянской опере, в его более поздних работах больше ритмического планирования. Например, последовательные разделы в экспозиции первой части h86 (1769) демонстрируют постепенное увеличение доли полуколебаний, что приводит к усилению ритмического напряжения на протяжении всей экспозиции. Возможно, было бы преувеличением характеризовать Гассмана как блестящего дирижера; но он всегда был внимателен к возможностям оркестрового ансамбля, например, к тому, чтобы передать пассажи в облипато духовым или нижним струнным (как в h15) или разделить идеи утверждения и ответа между двумя инструментами (h1).
Две дочери Гассмана, Мария Анна Фукс (родилась в Вене в 1771 году; умерла в Вене 27 августа 1852 года) и (Мария) Тереза Розенбаум (родилась в Вене 1 апреля 1774 года; умерла в Вене 8 сентября 1837 года) изучала музыку у своего протеже Сальери и стала известной оперной певицей. Тереза была солисткой-сопрано на премьере оперы Гайдна "Волшебные флейты" в 1797 году, а также исполнила партию царицы ночи в первой постановке "Волшебной флейты" в Кернтнертортеатре в 1801 году. В 1800 году она вышла замуж за Джозефа Карла Розенбаума (1770-1829), секретаря князя Эстерхази.
Ноты сочинений Флориана Леопольда Гассмана на сайте библиотеки IMSLP