Гаспарини, Квирино
1721 - 1778
Назад
Gasparini, Quirino
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Квирино Гаспарини был итальянским композитором. Будучи аббатом, он изучал композицию сначала у Дж. А. Фиорони, капельмейстера кафедрального собора Милана, затем у Падре Мартини. Согласно документу в капитульном архиве Турина, он жил в Брешии, Венеции (в качестве капельмейстера) и Болонье, где в 1751 году стал членом Филармонической академии. Его опера "Артаксеркс" была исполнена в Милане в 1756 году. С 1758 года он был учителем музыки у графа Д'Ациано из Верчелли, путешествуя в его свите в Рим и Неаполь. В 1759–1760 годах он безуспешно пытался занять должность капельмейстера в базилике Санта-Мария-Маджоре в Бергамо. В 1760 году он был назначен капельмейстером кафедрального собора Турина, где работал до своей смерти, посвятив себя главным образом религиозной жизни города.
В 1767 году Гаспарини представил в Турине свою оперу "Митридат" (на либретто, которое позже положил на музыку Моцарт в Милане). В письме от 2 января 1771 года Леопольд Моцарт сообщал Мартини, что певцы Моцарта (среди них знаменитая Антония Бернаскони) сначала хотели использовать некоторые арии и дуэт «Если я не должен жить» из версии Гаспарини; в действительности его ария ("Иду навстречу", акт 3) в итоге была исполнена Гульельмо д'Этторе в роли Митридата и включена в стандартный текст Моцарта. Позже в том же месяце оба Моцарта встретились с Гаспарини в Турине; ссылки в дорожных заметках Леопольда 1771 года и в двух письмах 1778 года доказывают, что отношения были хорошими. Еще одним доказательством того, насколько высоко ценили Гаспарини как композитора, является мотет "Поклоняемся Тебе", который считался сочинением В. А. Моцарта вплоть до 1922 года, когда Герман Шпис обнаружил, что это работа Гаспарини (в 1962 году Вольфганг Плат доказал, что копию сделал Леопольд, а не Вольфганг, как считалось ранее). Та же рукопись содержит мотет "Оплакиваю скорбь мою", также принадлежащий Гаспарини, чье умелое обращение с голосами и полное хоровое звучание, возможно, повлияли на раннюю религиозную музыку Моцарта. Сам Гаспарини писал тексты для многих своих духовных сочинений (особенно мотетов), парафразируя Священное Писание. Сохранилось лишь несколько инструментальных произведений, включая два сборника трио, изданных в Париже и Лондоне. Неопубликованный концерт для клавесина или органа тяготеет к галантному стилю, но имеет интенсивно патетичную медленную часть в фа миноре.
Квирино Гаспарини представлял фигуру типичного итальянского церковного композитора и аббата эпохи позднего барокко — раннего классицизма. Его творческий путь демонстрирует характерное для того времени разделение между оперным жанром, с которым он дебютировал в Милане, и последующим полным посвящением себя духовной музыке в должности капельмейстера Туринского собора. Его обучение у таких мастеров, как Джованни Андреа Фиорони и Падре Мартини, указывает на глубокую академическую школу и владение строгим контрапунктом, что было необходимым фундаментом для создания музыки для главного храма Савойской столицы. Его деятельность была сосредоточена на обеспечении музыкального оформления крупных городских праздников, о чем свидетельствуют отчеты кармелитов, и его репутация «знаменитого» и «превосходного» маэстро говорит о высоком признании его современниками именно в сфере духовной музыки.
Оперы
Духовная музыка
Ноты сочинений Квирино Гаспарини на сайте библиотеки IMSLP