Гаспарини, Квирино
1721 - 1778

Назад

Квирино Гаспарини (Quirino Gasparini) - Итальянский композитор

Родился в 1721 году, Гандино, Бергамо - умер 30 сентября 1778 года, Турин. 

Будучи аббатом, он изучал композицию сначала у Дж.А. Фиорони, маэстро капеллы Миланского собора, затем у Мартини (41 письмо Мартини относится к I в. до н.э.). Согласно документу, хранящемуся в архиве капеллы в Турине, он жил в Брешии, Венеции (в качестве маэстро капеллы) и Болонье, где в 1751 году стал членом Филармонической академии (пробный номер в I-Baf). Его опера "Собрание сочинений" была поставлена в Милане в 1756 году. С 1758 года он был учителем музыки у графа Д'Азиано из Верчелли, путешествуя в его свите по Риму и Неаполю. В 1759-60 годах он безуспешно добивался должности маэстро капеллы в церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо. В 1760 году он был назначен маэстро капеллы Туринского кафедрального собора, где проработал до самой своей смерти, посвятив себя главным образом религиозной жизни города ("Дневник кармелитов" в нескольких местах ссылается на вклад Гаспарини и, в частности, сообщает, что в 1764 году отмечался праздник Мадонны дель Кармине ‘с великолепной музыкой на Большой мессе и вечерне в исполнении знаменитого аббата Гаспарини, превосходного венецианского маэстро ди капелла’). В 1767 году Гаспарини представил в Турине свою оперу "Митридат" (на либретто, позднее поставленное Моцартом в Милане). В письме Леопольда Моцарта к Мартини от 2 января 1771 года говорится, что певцы Моцарта (среди них знаменитая Антония Бернаскони) сначала хотели использовать несколько арий и дуэт "Живи, не умирай" из постановки Гаспарини; на самом деле это была его ария ("Vado incontro", акт 3) был исполнен на мероприятии Гульельмо д'Этторе в роли Митридата и включен в стандартный текст Моцарта. Позже в том же месяце оба Моцарта встретились с Гаспарини в Турине; упоминания в путевых заметках Леопольда от 1771 года и в двух письмах от 1778 года доказывают, что их отношения были хорошими. Еще одним доказательством того, насколько высоко ценили Гаспарини как композитора, является мотет "Adoramus te", который, как считалось, был написан В.А. Моцартом до 1922 года, когда Герман Шпис обнаружил, что это произведение Гаспарини (в 1962 году Вольфганг Плат доказал, что копия была написана В.А. Моцартом). сделано Леопольдом, а не Вольфгангом, как предполагалось ранее). В той же рукописи содержится мотет "Plangam dolorem meum", также написанный Гаспарини, чья искусная обработка голосов и полное хоровое звучание, возможно, повлияли на раннюю религиозную музыку Моцарта. Гаспарини сам написал тексты для многих своих духовных произведений (особенно мотетов), перефразируя Священные Писания. Сохранилось лишь несколько инструментальных произведений, в том числе два комплекта трио, изданных в Париже и Лондоне. Неопубликованный концерт для клавесина или органа тяготеет к галантному стилю, но содержит чрезвычайно патетическую медленную часть фа минор.

Ноты сочинений Квирино Гаспарини на сайте библиотеки IMSLP