Гальярд, Джон Эрнест
1666 - 1747
Назад
Galliard, John Ernest
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джон Эрнест Гальярд был немецким композитором и гобоистом, работавшим в Англии. Сын французского парикмахера Жана Гальярда, он обучался игре на флейте и гобое у Пьера Марешаля, французского музыканта придворного оркестра в Целле. Сам он присоединился к оркестру в 1698 году и вскоре после этого начал изучать композицию в соседнем Ганновере у Стеффани и Дж. Б. Фаринелли. Когда оркестр в Целле был распущен в 1706 году, он отправился в Лондон, чтобы стать придворным музыкантом принца Георга Датского, супруга королевы Анны. Он, должно быть, обладал некоторыми способностями как клавишник, поскольку после смерти Драги в 1710 году он был назначен органистом в Сомерсет-Хаусе. Вероятно, он написал свой "Тебе, Бога, хвалим", свой "Юбилей" и свои три антема для тамошней часовни, но его обязанности были незначительны, и вскоре он должен был проявить себя как светский композитор и гобоист в Квинс-Театре. Гендель написал для него облигатные партии в опере "Тесей" (1713).
К тому времени итальянская опера прочно утвердилась в Лондоне, и попытка Гальярда и поэта Джона Хьюза поставить английскую оперу "Калипсо и Телемах" не увенчалась успехом. Хьюз обладал необычными познаниями в музыке, и хотя опера была принята для постановки в Квинс-Театре, интриги итальянцев, которые теперь доминировали в нем, ограничили количество представлений пятью; это была последняя опера на английском языке, поставленная там. Почти все арии написаны в новой модной форме да капо; музыка компетентна и приятна. Работа также примечательна предисловием Хьюза к напечатанному либретто, в котором разумно рассматриваются вопросы, касающиеся оперы на английском языке.
Гальярд работал на Джона Рича в театре Линкольнс-Инн-Филдс между 1717 и 1730 годами, как и писатель Льюис Теобальд, впоследствии главный объект насмешек Поупа в оригинальной версии "Дунсиады". Гальярд и Теобальд сначала сотрудничали над масками "Пан и Сиринга" и "Деций и Паулина". Хотя первая местами скучна, ее конец поразительно оригинален. Когда Пан преследует Сирингу на берегу реки, и она «превращается в тростник», он поет арию «Удивительная перемена!», которую сначала сопровождает темный по тембру сольный альт, изображающий течение воды, но затем три блокфлейты (одна из них басовая) начинают непритязательно играть аккорды на заднем плане; они представляют голос превращенной Сиринги и в конечном итоге начинают доминировать в музыке, в то время как соло альта постепенно затихает.
Затем Гальярд написал еще одну полнометражную оперу, "Цирцея", но либретто, которое было положено на музыку 40 годами ранее Джоном Банистером, было слишком старомодным, чтобы иметь большую привлекательность. Рич разрешил новую постановку "Калипсо и Телемаха", но не получил от Гальярда хорошей отдачи до тех пор, пока не вступил в свой великий период пантомимы (1723–1730), во время которого он сам исполнял роль Арлекина. Пантомимы, которые устраивали Теобальд и Гальярд, стали главными источниками дохода для Рича в Линкольнс-Инн-Филдс и (с 1732 года) в Ковент-Гардене вплоть до его ухода на пенсию в 1761 году. Большинство из них чередовали сцены в стиле маски, исполняемые богами и богинями, и «Комические мелодии», которые сопровождали мимику смертных. Речи не было, и музыка звучала непрерывно. Пантомимы обычно длились чуть меньше часа. В большинстве случаев сохранилось опубликованное «Описание», которое дает слова, которые пелись, и редко понятное резюме действия. Наиболее интересной является "Похищение Прозерпины", для которой сохранилось большое количество музыки Гальярда, во многом полностью оперной и хорошего качества.
После 1730 года Рич редко рисковал своими деньгами на новые постановки. Гальярд и Теобальд предложили свою следующую пантомиму, "Мерлин", театру Друри-Лейн, но Сиббер не имел особого таланта для постановки таких развлечений, и она провалилась. В 1736 году Рич возобновил свою первую успешную пантомиму, "Юпитер и Европа", под названием "Королевская охота". Большая часть действия и музыки были новыми, и песня Гальярда «С ранним рогом» была необычайно популярна и помогла создать репутацию ее исполнителю, молодому тенору Джону Берду.
Не вся музыка Гальярда была написана для театров. В 1728 году он опубликовал свой "Гимн Адама и Евы". В 1773 году Бенджамин Кук опубликовал сильно переработанную полную партитуру: он добавил увертюру, расширил некоторые дуэты до хоров и предоставил более полные аккомпанементы. В 1739 году Гальярд предложил вечернее развлечение, состоявшее из двух часовых произведений в странном чередовании по актам – серенаты под названием "Любовь и Глупость" и "Хоры к трагедии Юлия Цезаря". Музыка первой, на запутанное либретто об Амуре и Психее, утеряна. Вторая сохранилась в автографной полной партитуре: она состоит из четырех кантат, каждая в нескольких частях, которые изначально предназначались в качестве антрактов для трагедии Джона Шеффилда, герцога Бекингемского; каждая кантата комментирует предшествующий акт. Сольные голоса используются свободно, и в третьем «Хоре» вообще нет хора. Партитура датирована 1723 годом, годом после смерти Бекингема. Если его трагедия когда-либо и ставилась, то только в частном порядке.
"Счастливый пленник" (1741), последнее совместное произведение Гальярда и Теобальда, является незначительной музыкальной вехой: это первая полная опера на тему «похищения», подобную той, что в "Похищении из сераля" Моцарта, и она включала в себя первый настоящий английский интермеццо. Музыка оперы очаровательна и временами экзотична. Интермеццо "Капоччо и Доринна" было дважды переработано Т. А. Арном в "Храм скудоумия" (1745) и в "Капоччио и Доринна" (1768). К сожалению, музыка для всех трех обработок утеряна.
31 марта 1740 года Гальярд повторил "Любовь и Глупость" и хоры к "Юлию Цезарю", и на этот раз добавил два концерта для гобоя и «сольную пьесу», которую исполнил сам. Для аналогичной программы 11 декабря 1744 года он добавил «Новый кончерто гроссо, 24 фагота в сопровождении Капорале на виолончели». Ни одно из этих произведений не сохранилось, но был опубликован набор сонат для фагота или виолончели, и некоторые из них иногда можно услышать и сегодня; соната в фа мажоре выдающаяся, а соната в ля миноре имеет прекрасный хорнпайп, идиоматично написанный для фагота. Он также опубликовал прекрасный набор сонат для виолончели.
Гальярд, несомненно, сыграл значительную роль в музыкальной жизни Лондона в первой половине XVIII века. Он был одним из членов-учредителей Академии вокальной (позднее старинной) музыки в 1726 году и Королевского общества музыкантов в 1738 году, дирижируя первым исполнением первого. Его перевод руководства по пению Този очень удачен, и он добавил несколько разумных примечаний; он был знаком с Този в Лондоне ранее в этом веке. Берни писал о музыке Гальярда: «Я никогда не видел больше правильности и меньше оригинальности… всегда за исключением доктора Пепуша», но в других местах своей "Истории" он был несколько более щедр, и как он, так и Фиск признавали Гальярда и Пепуша ведущими композиторами английской театральной музыки до 1730-х годов. Чарльз Дибдин считал, что у Гальярда был «значительный гений», и, если верить доктору Китчинеру, Гендель в старости сказал юному Сэмюэлю Арнольду, что он настолько высокого мнения о "Калипсо и Телемахе", что предпочел бы сочинить его, чем любую из своих собственных опер. История, должно быть, исказилась в пересказе, но Гендель, несомненно, выразил восхищение в какой-то степени.
Творчество Джона Эрнеста Гальярда является характерным образцом английской музыки эпохи высокого барокко, адаптированной к коммерческим запросам лондонской театральной жизни. Его стиль характеризуется эклектичностью: он сочетает итальянскую оперную эстетику (использование арий da capo в "Калипсо и Телемахе") с чисто английскими театральными формами, такими как маска и пантомима. Гальярд проявил себя как изобретательный композитор-драматург, особенно в пантомимах, где его музыка, лишенная разговорных диалогов, непрерывно иллюстрировала и двигала действие. Его инструментовка часто была новаторской, что демонстрирует использование тембра альта и консорта блокфлейт для создания звукового символа в "Пане и Сиринге". Несмотря на то, что его музыка иногда критиковалась за недостаток глубины, ее главными достоинствами были ясность формы, театральная эффективность и доступность для широкой публики, что и обеспечило ему успех и признание при жизни как одного из ведущих театральных композиторов своего времени.
Оперы (полнометражные, полностью спетые)
Маски (одноактные, полностью спетые)
Пантомимы
Прочая вокальная музыка
Инструментальная музыка
Утраченные инструментальные сочинения
Литературные труды
Ноты сочинений Джона Эрнеста Гальярда на сайте библиотеки IMSLP