Гальяр, Иоганн Эрнст (Джон Эрнест)
между 1666 и 1697 - 1747
Назад
Иоганн Эрнст (Джон Эрнест) Гальяр (Johann Ernst (John Ernest) Galliard) - Немецкий композитор и гобоист
Родился между 1666 и 1687 годами, Берцелле - умер 18 февраля 1747 года, Челси.
Активно работал в Англии. Сын Жана Гальяра, французского мастера по изготовлению париков, он учился игре на флейте и гобое у французского артиста придворного оркестра Целле Пьера Марешаля. Сам он присоединился к оркестру в 1698 году, а вскоре после этого изучал композицию в соседнем Ганновере у Стеффани и Дж. Б. Фаринелли. Когда в 1706 году оркестр Целле был расформирован, он отправился в Лондон, чтобы стать придворным музыкантом датского принца Георга, супруга королевы Анны. Должно быть, у него были некоторые способности к игре на клавишных, потому что, когда Драги умер в 1710 году, он был назначен органистом в Сомерсет-хаус. Вероятно, он написал свои "Te Deum", "Jubilate" и три гимна для тамошней капеллы, но его обязанности были незначительными, и вскоре он прославился и как светский композитор, и как гобоист в Королевском театре. Гендель написал для него обязательные партии в "Тесео" (1713). К этому времени итальянская опера уже прочно утвердилась в Лондоне, и попытка Гальярда и поэта Джона Хьюза поставить английскую оперу "Калипсо и Телемах" не увенчалась успехом. Хьюз обладал незаурядными познаниями в музыке, и хотя опера была принята в Королевский театр, махинации итальянцев, которые теперь доминировали в нем, ограничили количество постановок пятью; это была последняя опера с английскими словами, которая была поставлена там. Почти все арии исполнены в недавно вошедшей в моду форме да капо; музыка грамотная и приятная. Эта работа также примечательна предисловием Хьюза к напечатанному либретто, в котором разумно рассматриваются вопросы, касающиеся оперы на английском языке. Гальярд работал на Джона Рича в Линкольнс-Инн-Филдс с 1717 по 1730 год, как и писатель Льюис Теобальд, позже ставший главным объектом насмешек Поупа в оригинальной версии "Данциада". Сначала Гальярд и Теобальд сотрудничали над "Масками Пана и Сиринкс", "Дециусом и Паулиной". Хотя первая часть скучновата, ее финал поразительно оригинален. Когда Пан преследует Сиринкс на берегу реки и она "превращается в тростник", он поет мелодию "Удивительная перемена!", сопровождаемую сначала соло на темном альте, напоминающем течение воды, но затем три магнитофона (один из них басист) начинают играть ненавязчивые аккорды на заднем плане звучит голос преображенной Сиринкс, и в конце концов они начинают доминировать в музыке, когда соло альта затихает. Затем Гальярд написал еще одну полнометражную оперу "Цирцея", но либретто, поставленное 40 годами ранее Джоном Банистером (i), было слишком старомодным, чтобы иметь большую привлекательность. Рич разрешил новую постановку "Калипсо и Телемаха", но Гальярд не пользовался успехом до тех пор, пока не начался его великий период пантомимы (1723-30), в течение которого он сам исполнял роль арлекина. Теобальд и Гальярд, сыгравшие в пантомимах, должны были стать главными приманками для Рича в Линкольнс-Инн-Филдс и (с 1732 года) в Ковент-Гардене вплоть до его ухода на пенсию в 1761 году. Большинство из них состояли из сцен, напоминающих маскарад, в исполнении богов и богинь и "Комических мелодий", которые сопровождали мимику смертных. Речи не было, а музыка звучала непрерывно. Обычно пантомимы длились чуть меньше часа. В большинстве случаев сохранилось опубликованное "Описание", в котором приводятся слова, которые были спеты, и редко доходчивое описание действия. Наиболее интересным из них является "Похищение Прозерпины", для которого сохранилась значительная часть музыки Гальяра, по большей части полностью оперной и хорошего качества. После 1730 года Рич редко рисковал своими деньгами на новые постановки. Гальярд и Теобальд предложили свою следующую пантомиму "Мерлин" в "Друри Лейн", но у Сиббера не было таланта к постановке подобных представлений, и она провалилась. В 1736 году Рич возродил свою первую успешную пантомиму "Юпитер и Европа" под названием "Королевская погоня". Большая часть действия и музыки были новыми, а песня Гальярда ‘With Early Horn’ пользовалась огромной популярностью и помогла создать репутацию ее исполнителю, молодому тенору Джону Бирду. Не вся музыка Гальярда была написана для театров. В 1728 году он опубликовал свой "Гимн Адама и Евы". В 1773 году Бенджамин Кук опубликовал сильно переработанную полную партитуру: он добавил увертюру, превратил некоторые дуэты в хоры и снабдил их более полным аккомпанементом. В 1739 году Гальярд предложил вечернюю программу, которая состояла из двух часовых произведений в странном чередовании актов - серенады под названием "Любовь и безумие" и "Хоров к трагедии "Юлий Цезарь"". Музыка первой, к запутанному либретто о Купидоне и Психее, утрачена. Последняя сохранилась в виде полной партитуры с автографом: она состоит из четырех кантат, каждая из которых состоит из нескольких разделов, которые первоначально были задуманы как антракты к трагедии Джона Шеффилда, герцога Букингемского; каждая кантата комментирует предыдущий акт. Сольные партии используются свободно, а в третьем "припеве" вообще нет припева. Партитура датирована 1723 годом, годом после смерти Бекингема. Если его трагедия и была когда-либо поставлена, то в частном порядке. "Счастливый пленник" (1741), последняя совместная работа Гальяра с Теобальдом, является небольшой музыкальной вехой: это первая законченная опера на тему "похищения", подобная той, что звучит в опере Моцарта "Путешествие в Сераль", и в нее включено первое истинно английское интермеццо. Музыка оперы очаровательна и порой экзотична. Интермеццо "Капоччо и Доринна" дважды переиздавалось Т.А. Арне - как "Храм скуки" (1745) и как "Капоччо и Доринна" (1768). К сожалению, музыка для всех трех настроек потеряна. 31 марта 1740 года Гальярд повторил "Любовь и безумие" и "Хоры Юлия Цезаря", добавив два концерта для гобоя и "соло", которые сыграл сам. Для аналогичной программы 11 декабря 1744 года он добавил "Новый большой концерт для 24 фаготов в сопровождении Капорале на виолончели’. Ни одно из этих произведений не сохранилось, но был опубликован сборник сонат для фагота или виолончели, и некоторые из них время от времени звучат сегодня; соната фа великолепна, а в сонате ля минор есть прекрасный хорнпайп, написанный специально для фагота. Он также опубликовал прекрасное собрание сонат для виолончели. Гальярд, безусловно, сыграл значительную роль в музыкальной жизни Лондона в первой половине XVIII века. Он был одним из основателей Академии вокальной (позже античной) музыки в 1726 году и Королевского общества музыкантов в 1738 году, руководя первым исполнением первой из них. Его перевод руководства Тоси по пению очень удачен, и он добавил несколько разумных замечаний; он был знаком с Тоси в Лондоне в начале века. Берни писал о музыке Гальярда: "Я никогда не видел большей правильности и меньшей оригинальности... Доктор Дж. Пепуш всегда делал исключения, но в других местах своей истории он был гораздо щедрее, и и он, и Фиске признавали Гальярда и Пепуша ведущими композиторами английской театральной музыки до 1730-х годов. Чарльз Добин считал Гальярда "выдающимся гением", и, если верить доктору Китченеру, Гендель в старости сказал молодому Сэмюэлю Арнольду, что был столь высокого мнения о "Калипсо и Телемахе", что предпочел бы сочинить их любой из своих собственных опер. История, должно быть, была искажена при пересказе, но Гендель, несомненно, в какой-то степени выразил восхищение.
Ноты сочинений Иоганна Эрнста (Джона Эрнеста) Гальяра на сайте библиотеки IMSLP