Галено, Джованни Баттиста
около 1555 - после 1626

Назад

Джованни Баттиста Галено (Giovanni Battista Galeno) - Итальянский композитор и певец

Родился около 1555 года, Удине - умер после 1626 года. 

Активно выступавший в основном в Центральной Европе. Сам он рассказывал, что с ранней юности служил дому Габсбургов, вероятно, сначала в качестве певчего в придворной капелле эрцгерцога Карла II в Граце, в домашней капелле которого он затем, с 1572 года, работал альт-гитаристом с ежемесячным жалованьем всего в шесть гульденов. По рекомендации эрцгерцога 16 марта 1573 года он стал домашним капелланом кафедрального собора в Аквилее на северо-востоке Италии, а 2 февраля 1575 года был рукоположен в сан священника. Он покинул Аквилею по состоянию здоровья в 1583 году и благодаря добрым услугам Симоне Гатто, капельмейстера Грацского придворного капеллы, был вновь принят в тамошнюю капеллу в 1584 году. Он служил в Граце до смерти эрцгерцога в 1590 году, исполняя обязанности придворного капеллана. С 1591 по 1594 год он был придворным капелланом и альтом в баварской придворной капелле в Мюнхене. Есть свидетельства, что в 1594 году он был старшим придворным капелланом эрцгерцога Эрнста, регента Нидерландов, которому он посвятил свою книгу "Первоисточник мадригалов" (Антверпен, 1594; 1-е издание от, xc, 1954). После смерти Эрнста, 1 августа 1595 года, он стал придворным капелланом и альтом в пражской капелле императора Рудольфа II, которому посвятил свои "Первоисточники мадригалов" (Венеция, 1598; 1-е издание от, xc, 1954). С небольшим перерывом с октября 1597 года примерно по май 1598 года, во время которого он был маэстро капеллы кафедрального собора Удине, он занимал этот пост вплоть до смерти императора в 1612 году. Нет никаких сведений о его последующей деятельности, хотя упоминание о нем в 1626 году в пражских судебных документах, касающихся его службы при Рудольфе II, позволяет предположить, что тогда он был еще жив. Галено был типичным композитором пасторальных итальянских мадригалов, в которых можно увидеть влияние канцонетты: как и в канцонетте, отдельные голоса сплетаются в псевдоголифонию, используя музыкальные мотивы, навеянные текстом. Хотя композитор создает сложные формы в рамках отдельных частей, он избегает экспериментов с гармонией или хроматизмом. Пьесы из семи частей иногда содержат пассажи для противоположных групп голосов; в этом они не отличаются от поздних семиголосных мадригалов Филиппа де Монте, которые, возможно, оказали на них влияние. Помимо двух сборников мадригалов, единственными сохранившимися произведениями Галено являются шестичастная литания Богородице и ода "Musa precor facilis" для шести голосов, которая стала его вкладом в коллективный сборник "Odae suavissimae in gratiam et honorem ... J. Chimarrhaei ... a diversis". музыка - это часть V, часть VI вокала.