Гальяно, Марко да
1582 - 1643

Назад

Марко да Гальяно (Marco da Gagliano) - Итальянский композитор

Родился 1 мая 1582 года, Флоренция - умер 25 февраля 1643 года, Флоренция. 

Старший брат Джованни Баттисты да Гальяно. В течение почти 35 лет он был маэстро капеллы при дворе Медичи и в кафедральном соборе Флоренции (Мария дель Фьоре) и был одним из самых выдающихся итальянских музыкантов того периода. Его "Дафна" (1608) является важной вехой в ранней истории оперы, а его светские мадригалы, монодии и многие духовные произведения в различных жанрах, хотя сейчас они малоизвестны, пользовались большой популярностью в первой половине XVII века.

Гальяно родился в семье Заноби и Камиллы да Гальяно, которые жили во Флоренции, и, возможно, никогда не видел деревню Гальяно в долине Муджелло, к северо-востоку от Флоренции, от которой семья, по-видимому, получила свое название задолго до его рождения. Утверждения некоторых современных историков о том, что у него не было фамилии, и упоминания о нем как о Марко Заноби ошибочны. Он изучал музыку у Луки Бати, а в 1602 году стал ассистентом Бати в Сан-Лоренцо, Флоренция. Хотя его зарплата в 2 скудо в месяц была действительно небольшой, он оставался на этой должности почти шесть лет. В его обязанности входило в основном обучение священнослужителей Сан-Лоренцо пению, но с 1605 года на него была возложена дополнительная ответственность за подготовку музыки к Страстной неделе каждый год. Его общее образование и, возможно, в какой-то степени музыкальное образование также было доверено Компании Арканджело Рафаэлло (иногда называемой Компанией Нативита или Компанией Скала), в которую он был зачислен в возрасте шести с половиной лет. В этом светском религиозном братстве, одном из старейших и наиболее важных во Флоренции, состояли мальчики как из среднего, так и из высшего класса. Музыка играла важную роль в деятельности компании, и ее записи показывают, что с ранней юности Гальяно активно участвовал как в публичных, так и в частных музыкальных выступлениях. В декабре 1607 года он был избран маэстро капеллы труппы с годовым окладом в 40 скудо, но по политическим причинам его избрание было отменено в течение девяти дней в пользу другого, и должность была восстановлена только в июле 1609 года. Многие флорентийцы, оказавшие наибольшее влияние на последующую карьеру Гальяно (среди которых выделяются Козимо Медичи, Оттавио Ринуччини, Якопо Пери, Джованни дель Турко и Джованни де Барди), были его братьями и коллегами по компании Арканджело Рафаэлло. Он также получил богословское образование и принял духовный сан. Ряд писем, написанных Гальяно семейству Гонзага из Мантуи, в основном принцу (впоследствии кардиналу) Фердинандо (29 из них напечатаны в издательстве Vogel, 550ff и 25 - в Strainchamps, "Неизвестных письмах"), показывают, что он поддерживал контакты с Гонзага по крайней мере с июля 1607 года (рис.1). Он снабдил их музыкой, которую сам сочинил на тексты, написанные или выбранные ими самими, а также музыкой других флорентийских композиторов, которую он счел достойной их внимания. В конце 1607 года он отправился в Мантую, где во время карнавала 1608 года была представлена недавно переработанная им пасторальная драма Оттавио Ринуччини "Дафна" (оригинальная версия была поставлена Пери и Корси). Опера имела большой успех, и Гальяно оставался в Мантуе до начала июня, чтобы помочь в подготовке серии театрально-музыкальных постановок, которые были поставлены при дворе в честь бракосочетания наследного принца Франческо Гонзага с Маргаритой Савойской. Он написал музыку к балу "Жертвоприношение Ифигении" (на слова Алессандро Стриджио) и третье промежуточное произведение (текст Кьябреры) к пьесе Гуарини "Идропика". В середине июня он вернулся во Флоренцию и возобновил свои скромные обязанности. 17 октября 1608 года Бати умер, и в ноябре Гальяно сменил его на посту маэстро капеллы собора; к июлю 1609 года он также получил титул маэстро капеллы при дворе Медичи. Его положение упрочилось 26 января 1610 года, когда он был назначен каноником Сан-Лоренцо под именем Козимо и Дамиано, а 2 января 1615 года он еще больше возвысился в церковной иерархии, став там апостольским протонотарием, достигнув, таким образом, отличий как в духовном, так и в музыкальном плане. В июне 1607 года репутация Гальяно среди его коллег-музыкантов во Флоренции была такова, что он смог основать музыкальную академию - Accademia degli Elevati. В его состав, по словам Гальяно, входили "лучшие композиторы, инструменталисты и певцы города", но также и литераторы. Известно, что это были Якопо Пери, Джованни и Лоренцо дель Турко, Джованни де Барди, Альфонсо Фонтанелли, Пьеро Строцци, Ринуччини, Антонио Франческо Бенчи, Пьеро Бенедетти и Джованни Каваччо.; согласно утверждению Гальяно, Бати, Каччини, Лоренцо Аллегри, Северо Бонини и Санти Орланди также должны были быть членами группы, как, вероятно, и некоторые из выдающихся певцов и инструменталистов, проживавших тогда во Флоренции. Покровителем академии был кардинал Фердинандо Гонзага, ее секретарем - Джованни дель Турко. Кандидаты в композиторы принимались в академию только после того, как два мадригала, написанные на заданные тексты, были одобрены официальной цензурой, а затем и полноправными членами. Академия собиралась еженедельно с целью изучения и исполнения музыкальных произведений, и ее члены должны были присутствовать и выступать по очереди или платить штраф. Раз в год, в день святой Цецилии, покровительницы академии, члены академии в обязательном порядке собирались вместе, чтобы все могли присоединиться к богослужению. Исторически сложилось так, что Elevati принадлежат к традиции музыкальных собраний во Флоренции, начиная с "Камераты" Барди и заканчивая группами, спонсируемыми Якопо Корси и Козимо Чини, Козимо дель Сера и Алессандро Ковони. Однако группа Гальяно была уникальна тем, что представляла собой официальную академию с правилами процедуры, разработанными по образцу таких известных флорентийских групп, как Академия Фиорентина и Академия делла Круска. Однако, в отличие от своих достойных образцов, Академия изящных искусств, возможно, просуществовала недолго; осенью 1609 года одна из группировок академии взбунтовалась с намерением уничтожить ее, и хотя им, похоже, это не удалось, академия, безусловно, была ослаблена и ее упадок ускорился. Гальяно упоминал об этом только в двух публикациях - "Дафне" и своей пятой книге мадригалов (обе в 1608 году), указав на титульных страницах обеих свое научное название "Лаффаннато" ("Затаивший дыхание"). Хотя сам Гальяно больше не упоминал об Элеватори, он все же упоминался на титульных листах работ Бенедетти в 1611 и 1613 годах и Каваччо в 1611, 1620 и 1626 годах. С момента своего назначения при дворе Медичи в 1609 году и до своей смерти Гальяно готовил, срежиссировал и сочинял большую часть разнообразной музыки – включая балеты, интермедии, оперы, оратории, мессы, мотеты, мадригалы, – которыми придворные так щедро представляли и развлекали себя и своих гостей, главным образом в их различных дворцах, а также в соборе Святого Лоренцо и Марии дель Фьоре. В кафедральном соборе он также отвечал за то, чтобы из недели в неделю музыка использовалась на богослужениях. Сведения о его повседневных обязанностях при дворе можно найти в отчетах Чезаре Тинги, придворного дневниковеда Медичи (выдержки в SolertiMBD), который сообщал о его пении и игре (он играл на теорбо и клавишных инструментах) на различных интимных и приватных мероприятиях, которые он готовил для королевской семьи. он служил нескольким великим князьям и герцогиням. В письме от 1621 года, хранящемся в архиве Гонзага в Мантуе, говорится, что ему было приказано отправиться в Инсбрук, чтобы служить императору, и Даугнан сообщил, что польские записи показывают, что он некоторое время находился в Варшаве в период с 1624 по 1632 год. Но не было найдено никаких подтверждающих свидетельств того, что он когда-либо покидал Флоренцию и Медичи в течение того длительного периода, в течение которого служил им. Из письма, написанного его младшим братом Джованни Баттистой, следует, что последние 19 лет Гальяно страдал от плохого самочувствия и в какой-то степени был не в состоянии выполнять свои обязанности маэстро. По характеру он был мягким и приятным человеком; его современник Лоренцо Париджи описывал его как "музыканта, столь же любезного, сколь и ученого", а его портретный бюст, который до сих пор стоит в зале капитула каноников Святого Лоренцо, демонстрирует задумчивое и нежное выражение лица. Согласно канонам Святого Лоренцо, он “славился честностью своего характера и превосходством своих знаний”.

 

Ноты сочинений Марко да Гальяно на сайте библиотеки IMSLP