Габриэлли, Доменико
1659 - 1690
Назад
Доменико Габриэлли (Domenico Gabrielli) - Итальянский композитор и виолончелист-виртуоз
Родился 19 октября 1659 года, Болонья - умер 10 июля 1690 года, Болонья. Итальянский композитор и виолончелист-виртуоз. Первая часть его прозвища ("Minghino dal violoncello" на болонском диалекте) является уменьшительным от “Доменико”. Он изучал композицию у Легренци в Венеции; он также был одним из лучших учеников Франческини в Болонье, где 20 декабря 1680 года, после смерти Франческини, сменил его на посту виолончелиста в Сан-Петронио. 23 апреля 1676 года он был избран членом Филармонической академии и стал президентом в 1683 году. В 1680-х годах он получил широкое признание как виолончелист-виртуоз и композитор вокальной музыки. В 1683 году он обратился к сочинению опер и за семь лет написал 12, премьеры которых состоялись в Венеции, Модене и Турине, а также в Болонье. Это, несомненно, заставляло его много путешествовать, и благодаря своему мастерству игры на виолончели он также часто выступал при дворе Эсте в Модене. Ему часто предоставляли отпуска в Сан-Петронио, но неудивительно, что 14 октября 1687 года он был уволен за пренебрежение своими обязанностями: он не смог сыграть на празднике Святого Петрония, самом важном мероприятии года. Он немедленно отправился на короткое время в Модену, где поступил на постоянную службу к герцогу Франческо II д'Эсте. Однако его авторитет был таков, что 23 марта 1688 года он был восстановлен в Сан-Петронио, но вскоре заболел неизлечимой болезнью, которая привела к его смерти.
Историческое значение Габриэлли заключается прежде всего в его виртуозной игре на виолончели, которая только начинала приобретать популярность, и в том, что он написал для нее несколько самых ранних произведений. Его каноны, ричеркары и сонаты отражают как передовую исполнительскую технику, так и острое понимание звучности, присущей инструменту: его ричеркары для виолончели без сопровождения содержат витиеватые пассажи и двойные, тройные и четверные остановки. За исключением редких блестящих пассажей для виолончели, на остальную камерную музыку Габриэлли сильное влияние оказал незамысловатый стиль эмилианской школы инструментальной музыки, представленной Дж. Б. Витали и Корелли. Эта музыка включает в себя его соч.1 и набор из 12 пар танцев, каждая пара в своей тональности, от до минора до си минора и от ми до ля. Габриэлли также продемонстрировал свой интерес к виолончели, используя ее в качестве инструмента для обыгрывания в своих сонатах для трубы и вокальных произведениях. Он написал сонаты для одной или двух труб и оркестра (шесть из них сохранились) специально для S Petronio. Они свидетельствуют о его зрелом владении этим новым жанром, который был так популярен в Болонье в конце 17 века. Они состоят из четырех-шести частей, медленные и быстрые из которых обычно чередуются, как в традициях болонской сонаты. Одна из замечательных частей содержит концертный дуэт виолончели и трубы с континуо – по сути, трио-сонатной фактурой. Габриэлли также использовал виолончель и трубу, а также другие инструменты в концертной манере в своей вокальной музыке, особенно в операх и ораториях. Например, в его опере "Флавио Куниберто" есть несколько протяжных витиеватых арий в сопровождении таких инструментов, как виолончель и теорбо (по одной арии), труба (две арии) и скрипка (три). Вокальная музыка Габриэлли, написанная тонким мастером, отражает его венецианское образование. В то время как его духовная музыка более сдержанна, его кантаты, оратории и оперы раскрывают склонность к драматизму. Речитативы редко бывают в стиле Секко, и он часто подчеркивал выразительность текстов. То, как он выстраивал сцены, также отражает его стремление к относительной свободе в организации речитатива, арии и ариозо для драматических целей. Формы его арий варьируются от строфических и бинарных пьес до тех, которые построены на остинато и полноценных ариях да капо, и они варьируются от простых до витиеватых. Для придания драматизма используются арии в сопровождении инструментов, что особенно заметно в оратории "Сигизмондо". Духовные произведения Габриэлли, написанные преимущественно для пяти солистов, одного хора рипьено и струнного ансамбля из пяти человек без труб, напоминают об искусном использовании Дж.П. Колонной контрапункта в стиле Петронио, особенно в заключительных разделах массовых движений и псалмов, а также о контрастах между виртуозными сольными разделами и гомофоническими отрывки из хора. Влияние бывшего учителя Габриэлли, Франческини, заметно в его использовании коротких, динамичных ритмических элементов. Другими характерными чертами являются четкая поляризация между мелодичными верхними партиями и ходячими басовыми партиями, а также частое использование мелодических последовательностей в стиле органных композиций Дж.Б. Дельи Антони и Бартоломео Монари.
Ноты сочинений Доменико Габриэлли на сайте библиотеки IMSLP