Габриэлли, Доменико
1659 - 1690

Назад

Gabrielli, Domenico

  • Дата рождения: 19 октября 1659 года
  • Место рождения: Болонья
  • Дата смерти: 10 июля 1690 года
  • Место смерти: Болонья

Биография

Доменико Габриелли был итальянским композитором и виртуозом-виолончелистом. Первая часть его прозвища («Мингино да виолончелло» на болонском диалекте) является уменьшительной формой имени «Доменико». Он изучал композицию у Джованни Легренци в Венеции; также был одним из лучших учеников Джакомо Франческини в Болонье, где 20 декабря 1680 года, после смерти Франческини, сменил его на посту виолончелиста в базилике Сан-Петронио. Был избран в Болонскую филармоническую академию 23 апреля 1676 года и стал ее президентом в 1683 году. В 1680-х годах получил широкое признание как виртуоз-виолончелист и композитор вокальной музыки. К сочинению опер он обратился в 1683 году и за семь лет написал 12 произведений, премьеры которых прошли в Венеции, Модене и Турине, а также в Болонье. Это, несомненно, заставляло его много путешествовать, а благодаря его мастерству игры на виолончели он также часто выступал при дворе д'Эсте в Модене. Ему часто предоставляли отпуск с работы в Сан-Петронио, но неудивительно, что 14 октября 1687 года его уволили за невыполнение обязанностей: он не явился для игры в праздник святого Петрония, важнейшее событие года. Он немедленно уехал в Модену на короткое время, где поступил на регулярную службу к герцогу Франческо II д’Эсте. Однако его престиж был так велик, что 23 марта 1688 года его восстановили в должности в Сан-Петронио, но вскоре он заболел неизлечимой болезнью, которая привела к его смерти.

Творчество

Историческое значение Габриелли заключается прежде всего в его виртуозности на виолончели, которая только становилась популярной, и в том, что он является автором одной из самых ранних сольных партий для этого инструмента. Его каноны, ричеркары и сонаты отражают как передовую исполнительскую технику, так и острое осознание сонорических возможностей, присущих инструменту: его ричеркары для виолончели соло содержат цветистую пассажную технику и двойные, тройные и четверные ноты. За исключением изредка встречающихся виртуозных пассажей для виолончели, другая камерная музыка Габриелли сильно подвержена влиянию незамысловатого стиля эмилианской школы инструментальной музыки, представленной Дж. Б. Витали и Корелли. Эта музыка включает его сочинение номер один и набор из двенадцати пар танцев, каждая пара в разной тональности, в диапазоне от до минора до си минора и от ми-бемоль мажора до ля мажора.

Габриелли также продемонстрировал свой интерес к виолончели, используя ее в качестве обязательного инструмента в своих сонатах для трубы и вокальных произведениях. Он сочинил сонаты для одной или двух труб с оркестром (шесть из которых сохранились) специально для базилики Сан-Петронио. Они раскрывают его зрелое понимание этого нового жанра, столь популярного в Болонье в конце XVII века. Они состоят из четырех-шести частей, где медленные и быстрые части, как правило, чередуются, согласно болонской сонатной традиции. Одна примечательная часть содержит концертный дуэт виолончели и трубы с бассо континуо, по факту представляя собой текстуру трио-сонаты. Габриелли также использовал виолончель и трубу, а также другие инструменты, в концертном стиле в своей вокальной музыке, особенно в операх и ораториях. Его опера "Флавио Куниберто", например, содержит несколько развернутых цветистых арий, поддерживаемых обязательными инструментами, включая виолончель и теорбу (по одной арии), трубу (две арии) и скрипку (три арии).

Вокальная музыка Габриелли, созданная искусным мастером, отражает его венецианское обучение и происхождение. В то время как его духовная музыка более сдержанна, его кантаты, оратории и оперы обнаруживают склонность к драматизму. Его речитативы редко относятся к разряду сухих, и он часто подчеркивал выразительные особенности текстов. То, как он выстраивал сцены, также отражает его стремление к относительной свободе в организации речитатива, арии и ариозо для драматических целей. Формы его арий варьируются от строфических и двухчастных пьес до построенных на остинатных басах и полноценных арий да капо, и они различаются от простых до цветистых. Инструментально сопровождаемые арии используются для драматического акцента, черта, особенно заметная в оратории "Святой Сигизмунд".

Духовные произведения Габриелли, написанные преимущественно для пяти солистов, одного хора рипьено и струнного ансамбля на пять партий без труб, напоминают искусное использование Джованни Паоло Колонной контрапункта в стиле Сан-Петронио, особенно в заключительных разделах частей мессы и псалмов, а также в контрастах между виртуозными сольными эпизодами и гомофонными хоровыми пассажами. Влияние бывшего учителя Габриелли, Петро Франческини, очевидно в его использовании коротких, динамичных ритмических ячеек. Другими характеристиками являются четкое противопоставление между мелодическими верхними голосами и движущимися басовыми линиями, а также частое использование мелодических секвенций в стиле органных сочинений Джованни Баттисты дельи Антони и Бартоломео Монари.

Произведения

Оперы

  • "Флавио Куниберто" ("Flavio Cuniberto") (Венеция, 1682; Модена, 1688)
  • "Клеобул" ("Il Cleobulo") (Болонья, 1683)
  • "Гиг в Лидии" ("Il Gige in Lidia") (Болонья, 1683)
  • "Феодора Августа" ("Teodora Augusta") (Венеция, 1685); переработана как "Феодора Клементе" ("Teodora clemente") (Пьяченца, 1689)
  • "Клеарх в Негропонте" ("Clearco in Negroponte") (Венеция, 1685)
  • "Родоальд, король Италии" ("Rodoaldo, re d’Italia") (Венеция, 1685)
  • "Великодушное соперничество между Цезарем и Помпеем" ("Le generose gare tra Cesare e Pompeo") (Венеция, 1686)
  • "Маврикий" ("Il Maurizio") (Венеция, 1686); переработана как "Тиберий в Византии" ("Tiberio in Bisanzio") (Лукка, 1694)
  • "Гордиан" ("Il Gordiano") (Венеция, 1688)
  • "Карл Великий" ("Carlo il grande") (Венеция, 1688)
  • "Сильвий, король альбанцев" ("Silvio, re degli Albani") (Турин, 1689)

Оратории

  • "Святой Сигизмунд, король Бургундии" ("S Sigismondo, re di Borgogna") (Болонья, 1687)
  • "Илия приносящий жертву" ("Elia sacrificante") (Болонья, 1688)
  • "Мученичество святой Фелицаты" ("Il martirio di S Felicita") (Модена, 1689)
  • "Крещение Карла, древнего императора Великого" ("Il battesimo di Carlo, antico imperatore il Magno") (Лукка, 1718), утеряно

Прочая вокальная музыка

  • "Одиннадцать кантат для одного голоса" ("11 Cantate a voce sola") (Болонья, 1691)
  • Кантата "Усталый больше страдать" ("Stanco di piu soffriti")
  • Мотет "Знамя мира" ("Vexillum pacis")
  • Более 50 светских произведений (кантаты, серенады, ариетты) и духовных сочинений (части месс, псалмы и гимны)

Инструментальная музыка

  • "Баллетти, жиги, куранты, аллеманды и сарабанды" ("Balletti, gighe, correnti, alemande, e sarabande"), соч. 1 (Болонья, 1684)
  • Соната №4 фа мажор в сборнике "Сочинения для трёх разных авторов" ("Sonate a tre di vari autori") (Болонья, ~1700)
  • Две сонаты для скрипки (в партиях, одна А. Кальдары, другая Д. Габриелли) (Лондон, 1704)
  • Ричеркары для виолончели соло; для виолончели и бассо континуо; канон для 2 виолончелей; 2 сонаты для виолончели и бассо континуо
  • Концерт для 4 скрипок; 6 сонат для 1 или 2 труб и струнных

Ноты сочинений Доменико Габриэлли на сайте библиотеки IMSLP