Габриэли, Джованни
ок.1557 - 1612

Назад

Джованни Габриэли (Giovanni Gabrieli) - Итальянский композитор и органист

Родился около 1557 года, Венеция - умер в августе 1612 года, Венеция. 

Племянник Андреа Габриэли. Вместе с Виллаертом, Андреа Габриэли и Меруло он был одним из ведущих представителей венецианской музыки XVI - начала XVII веков.

Джованни был одним из пяти сыновей и дочерей Пьеро ди Фаиса по прозвищу Габриэли, уроженца Карнии, который некоторое время жил в приходе Сан-Джеремия в Венеции. О его ранних годах известно немного. Вполне возможно, что он был воспитан Андреа, которому в посвящении к “Концертам континентальной музыки кьезы, мадригалов и альтро” он назвал себя "чуть ли не сыном"; точных сведений об отношениях между дядей и племянником, однако, очень мало. Как и Андреа, Джованни провел период учебы и ученичества у Орланды де Лассус при дворе герцога Альбрехта V в Мюнхене. Один из его первых опубликованных мадригалов, "Quand'io ero giovinetto", появился в “Второй книге мадригалов и песен виртуозов Флориды”, сборнике произведений композиторов, состоявших на службе у Альбрехта. Габриэли оставался в Мюнхене в течение нескольких лет, и в 1578 году, согласно судебным записям, он получал жалованье и ливрею. Вероятно, он оставил эту работу либо в следующем году, либо вскоре после этого, в связи с массовым отъездом музыкантов после смерти герцога Альбрехта в 1579 году. Он был в Венеции в 1584 году, временно исполняя обязанности органиста в Сан-Марко на время отпуска Клаудио Меруло. Его назначение стало постоянным, когда он победил на конкурсе, состоявшемся 1 января 1585 года, и он сохранял этот пост до самой своей смерти: в течение нескольких месяцев в 1585 году двое Габриэли – дядя и племянник – вместе служили органистами герцогской капеллы. После смерти Андреа Габриэли в 1585 году Джованни отредактировал большое количество произведений своего дяди для публикации: в частности, "Концерты" (1587), сборник крупномасштабных духовных, светских и инструментальных пьес (см. иллюстрацию), и "Терцо из мадригалов и чинкве-поки" (1589). К обоим этим томам он добавил несколько своих собственных сочинений. Ряд его органных "интонаций" и "ричеркаров" были опубликованы в книгах Андреа "Интонации для органо... первых" (1593) и "Ричеркаров... вторых" (1595), которые, вероятно, были отредактированы Джованни вместе с другими томами клавишных сочинений его дяди. Еще одним свидетельством тесной связи между дядей и племянником является тот факт, что после 1585 года Джованни взял на себя роль Андреа в качестве главного композитора церемониальной музыки для Сан-Марко. В том же году он написал музыку по крайней мере к одной из пасторальных пьес, которые несколько раз в год ставились в герцогском дворце. В 1585 году Габриэли был избран преемником Винченцо Беллавере на посту органиста Большой скуолы Сан-Рокко с окладом в 24 дуката. Он приступил к исполнению своих обязанностей 13 февраля того же года и занимал этот пост до конца своей жизни. От него требовалось столь регулярное присутствие в братстве, что это могло показаться несовместимым с его службой в Сан-Марко, и он, несомненно, часто присылал заместителей. Помимо участия в ежемесячной мессе братства, проводимой в первое воскресенье каждого месяца, он должен был присутствовать на мессе и/или вечерне не менее чем в 24 основных праздничных дня, а также на воскресной вечерне (за исключением Адвента и Великого поста) и пятничном повечерии. Особенно роскошной была музыка, исполнявшаяся ежегодно в день именин братства, который приходился на 16 августа. Помимо штатного органиста и певцов скуолы, в списке выплат музыкантам за 1603 год упоминаются следующие участники церемоний: Джованни Бассано, его группа музыкантов и еще четыре инструменталиста; три скрипача; один виолончелист; четыре лютниста; группа певцов из Падуи; восемь других певцов из Падуи.; бас-гитарист из S Marco и "других специальных певцов". Габриэли получил дополнительную плату за то, что приобрел "7 органов по 21 лире за каждый’. Первым полным собранием сочинений Габриэли стала "Священная симфония" (1597); ее содержание, несомненно, отражает, в частности, его обязанности в Сан-Марко, но не исключено, что некоторые произведения были написаны для братства Сан-Рокко и впервые исполнены в различных приходских и монастырских церквях из Венеции, где Габриэли часто участвовал в создании музыки по большим праздникам. Многие произведения из тома 1597 года были быстро переизданы к северу от Альп, в частности, в двух томах "Священных симфоний", напечатанных Кауфманом из Нюрнберга в 1598 году (RISM 15982; сборник был издан под редакцией Каспара Хасслера). Известность Габриэли в немецкоговорящих странах также подтверждается тем фактом, что он был нанят для обучения учеников, отправленных в Венецию несколькими северными князьями: Алессандро Тадеи был отправлен из Граца на два с половиной года, начиная с марта 1604 года, и по возвращении был назначен органистом эрцгерцога Фердинанда. В 1599 году Моргенс Педерсен, Ханс Нильсен, органист Мельхиор Борхгревинк, два мальчика из церковного хора и два других певца были отправлены на год в Венецию за счет короля Дании; еще одна группа из Дании в 1602-1604 годах включала Нильсена и Ханса Брахрогге; Педерсен вернулся в Венецию с 1605 по 1609 год; Йоханнес Граббе был выслан из Вестфалии с 1607 по 1610 год; а Шютц был выслан от саксонского двора с 1609 года до вскоре после смерти Габриэли в 1612 году; Кристоф Клемзее, вероятно, был в Венеции во время Второй мировой войны. последние годы жизни Габриэли. Были там и венецианские ученики. Франческо Стивори посвятил сборник инструментальной музыки ‘самому великолепному, моему дорогому мастеру, синьору Джованни Габриэли’ ("Ричеркари, каприччи и канцони", либро терцо, 1599) и неназванному "ученику сиг. Джио. Габриэли был избран органистом доминиканского монастыря св. Джованни и Паоло 26 июля 1602 года. Еще одним учеником был монах-августинец Таддео даль Гуасто, член венецианского монастыря Святого Стефана и органист там с 1605 года. Записывая свое решение избрать Таддео, монахи напомнили о положительной оценке Габриэли способностей своего ученика и упомянули о тесных отношениях, существующих между композитором и монастырем. Таддео даль Гуасто, сам входивший в ансамбль Сан-Марко, был душеприказчиком Джованни и редактором посмертно опубликованного "Канцони и соната" 1615 года. О семейном кругу Габриэли и его финансовом положении известно немного. Его отец почти наверняка умер до 1572 года; это, помимо всех музыкальных соображений, объясняет почти сыновние отношения между дядей и племянником. 9 сентября 1587 года в нотариальном документе, составленном "в доме вышеупомянутых братьев", описывается соглашение, согласно которому Джованни, его братья Доменико и Маттео и его сестра Марина соглашаются выплатить по 100 дукатов каждый в качестве приданого своей сестры Анджелы, которая, согласно другому нотариальному документу от января 1586 года, собирался поступить в венецианский монастырь Святого Джованни Латерано. Эти ссылки могут объяснить решение прокуратории Сан-Марко от 30 декабря 1586 года выплатить музыканту необычайно крупную сумму в размере годового жалованья вперед, отчасти из "уважения к его потребностям’. В обоих нотариальных документах указано, что композитор в то время проживал в приходе Сан-Видаль; он действительно был похоронен в монастырской церкви Сан-Стефано в том же приходе. В письме от 1604 года композитор упоминает о своей "многочисленной семье": неясно, находятся ли на его иждивении его собственные дети или дети его сестры или золовки. Запись в венецианском некрологе от 12 августа 1612 года сообщает о смерти композитора, по-видимому, от камней в почках, и указывает его возраст в 58 лет (однако указания на возраст в этих документах, как известно, ненадежны).

Ноты сочинений Джованни Габриэли на сайте библиотеки IMSLP