Фёрстер, Каспар
1616 - 1673
Назад
Каспар Фёрстер (Kaspar Förster) - Немецкий композитор и певец
Крещён 28 февраля 1616 года, Данциг (ныне Гданьск) - умер 2 февраля 1673 года, Олива (ныне Олива), Северный Данциг.
Свое раннее музыкальное образование он получил от своего отца (которого также звали Каспар и который был книготорговцем в Данциге и капельмейстером Мариенкирхе с 1627 года до своей смерти в 1652 году). Затем он изучал композицию у Марко Скакки, музыкального директора польского двора в Варшаве, а с 1633 по 1636 год - в Риме у Кариссими. К 1637 году он вернулся в Данциг и до 1652 года работал певцом и хоровым дирижером при польском дворе. В том же году он был назначен капельмейстером датского короля Фредерика III. В 1655 году он вернулся в Данциг, чтобы занять пост своего отца в Мариенкирхе, но пробыл там всего два года, прежде чем вернуться в Италию и Венецию, где служил армейским капитаном во время пятой турецкой войны. За это он был произведен в рыцари ордена Святого Марка. В 1660 году он вновь посетил Рим, выступая под руководством Кариссими. В 1661 году он вернулся на свой пост в Копенгагене, а в 1667 году удалился в Оливу. Отчет о пении Ферстера приведен Маттесоном. В 1667 году капельмейстер Ферстер приехал в Гамбург и навестил нашего (Кристофа) Бернхарда. Они исполнили латинскую пьесу Ферстера для ATB. Он привез с собой из Копенгагена альт-кастрата. Бернхард пел тенором, а Ферстер - басом, одновременно играя на континууме. В зале его голос звучал мягким и приятным суббасом (звук педали органа), но за пределами комнаты - как звук тромбона. Он пел от Ля выше среднего До и до Ля тремя октавами ниже. Многие из сохранившихся вокальных композиций Ферстера действительно написаны для трех сольных голосов, с очень низкими басовыми партиями. Все его сохранившиеся композиции находятся в коллекции Дюбена (на английском языке), а некоторые созвучия - в немецких коллекциях. Источники - вторичные копии, и в большинстве случаев трудно установить дату и место написания произведения. Музыка Ферстера демонстрирует сильное итальянское влияние в ее красочном, диссонирующем гармоническом языке и плавно перетекающих мелодиях. Все его духовные концерты написаны на латинские тексты и напоминают современные итальянские небольшие песнопения. Они рассчитаны на от одного до шести солирующих голосов и струнных с типично итальянским преобладанием трех голосов и двух скрипок. Большинство концертов включают расширенные сольные разделы в стиле ариозо; некоторые из них содержат отдельные речитативы и арии (например, "О благозвучии орантеса"). Дуэт сопрано "Dulcis amor Jesu" типичен для прекрасных, эмоциональных мистических текстов Ферстера. Драматические библейские диалоги явно созданы по римским образцам, особенно в Кариссими. Согласно Маттесону, соната Ферстера "в фантастическом стиле" для двух скрипок и контрабаса была исполнена в доме Кристофа Бернхарда в Гамбурге в 1666 году. Сохранившиеся семь сонат Ферстера состоят из нескольких отдельных разделов и включают энергичную фугальную композицию, виртуозные сольные пассажи и танцевальные фрагменты. Ферстера следует считать важной фигурой среди северонемецких музыкантов его поколения, особенно за его роль в распространении итальянского стиля на север (влияние, которое можно проследить в музыке Букстехуде). В книге Бернхарда "Tractatus compositionis augmentatus" Ферстер рекомендован как хороший образец немецкой музыки, наряду с Шютцем и Керллом.
Ноты сочинений Каспара Фёрстера на сайте библиотеки IMSLP