Фёрстер, Кристоф
1693 - 1745

Назад

Кристоф Фёрстер (Christoph Förster) - Немецкий композитор

Родился 30 ноября 1693 года, Бибра, Тюрингия - умер 5 или 6 декабря 1745 года, Рудольштадт. 

Сначала он учился у органиста Питцлера, затем уехал из Бибры в Вайсенфельс, где обучался игре на бас-гитаре и композиции у Хайнихена. Когда Хайнихен уехал в Италию, Ферстер стал учеником Георга Фридриха Кауфмана в Мерзебурге. В 1717 году он был назначен скрипачом в Мерзебургский придворный оркестр, а позже стал там концертмейстером. Работая при дворе, Ферстер посвятил герцогине шесть сонат, шесть кантат и 12 концертов; он также выучил итальянский, основной язык светской вокальной музыки. Ферстеру несколько раз предоставлялся отпуск в Мерзебурге: в 1719 году он посетил Хайнихен в Дрездене, а в 1723 году отправился в Прагу, где встретился с Фуксом, Калдарой, Конти и другими выдающимися музыкантами, участвовавшими в торжествах по случаю коронации Карла VI. В августе 1742 года он сыграл ведущую роль (под руководством Иоганна Графа) в праздновании дня рождения принца Фридриха Антона Шварцбург-Рудольштадтского, а на следующий год был назначен вице-капельмейстером Рудольштадта. Среди произведений, написанных для этого двора, есть кантата, посвященная дню рождения принцессы Бернардины (5 мая 1745 года). Когда граф умер в 1745 году, Ферстер сменил его на посту капельмейстера, но занимал этот пост всего несколько недель до своей смерти. Существует некоторая путаница в отношении деятельности Ферстера в период с 1739 по 1743 год. Левенберг заявил, что в этот период он занимал должность в Зондерсхаузене, но в заявлении Ферстера о приеме на должность в Рудольштадте (3 марта 1743 года) он просто указал, что "долгое время" был камермузыкантом и концертмейстером в Мерзебурге. В свое время Ферстер пользовался большим уважением как композитор церковной музыки. Гербер был высокого мнения о кантатах; мальчиком он спел много ‘приятных’ арий Ферстера в местной церкви в Зондерсхаузене. В своей инструментальной музыке Ферстер считается одним из ведущих представителей французской увертюры: увертюра ля мажор (ред. Риман) демонстрирует тонкое чувство формы и острое восприятие инструментального колорита. В то время как оркестровые сюиты созданы по французским образцам, симфонии и концерты демонстрируют влияние итальянского стиля. Камерную музыку Ферстера можно сравнить с творчеством Телемана. Оба композитора демонстрируют одинаковую способность сочетать заученный контрапункт и мелодичные темы, одинаковую склонность к смене тембра и любовь к коротким мелодичным фразам в галантной манере. Лишь немногие работы Ферстера были напечатаны в 18 веке. Двумя основными публикациями были собрание из шести симфоний, опубликованное Хаффнером (Нюрнберг, 1747), и шесть дуэтов на три голоса для двух скрипок и дополнительное континуо, гравированное Телеманом. Ферстер был чрезвычайно плодовитым композитором. По словам Вальтера, к 1732 году он написал более 300 произведений, а в каталогах Брайткопфа упоминаются многочисленные его работы. Очевидно, что существующие списки работ далеки от полноты. К сожалению, во многих рукописях отсутствует отличительное христианское имя, так что авторство может быть оспорено. В приведенном ниже списке представлены только работы, однозначно идентифицированные как работы Ферстера.

Ноты сочинений Кристофа Фёрстера на сайте библиотеки IMSLP