Фукс, Иоганн Йозеф
1660 - 1741

Назад

Иоганн Йозеф Фукс (Johann Joseph Fux) - Австрийский композитор и теоретик

Родился в 1660 году, Хиртенфельде, графство Санкт-Марейн, Штирия - умер 13 февраля 1741 года, Вена. 

Он олицетворяет собой кульминацию австро-итальянского барокко в музыке. Его композиции отражают имперские и католические интересы монархии Габсбургов не в меньшей степени, чем архитектура Фишера фон Эрлаха или живописные проекты семьи Галли-Бибиена. Его "Градус Парнаса" (1725) стал самым влиятельным сочинением в европейской музыке, начиная с XVIII века.

Точная дата рождения Фукса неизвестна. Согласно свидетельству о его смерти, ему был 81 год, когда он умер; Флотцингер (Fux-Studien, 1985) предположил, что он, возможно, родился 5 января 1660 года. Его предки были крестьянами из деревни Хиртенфельд. Его отец, Андреас (родился до 1618 года, умер в 1708 году), был женат дважды, и Иоганн Йозеф, возможно, был его старшим ребенком. Хотя Андреас Фукс был крестьянином, он был приходским служащим при церкви Святого Марейна и познакомился со многими музыкантами, в том числе с органистом из Граца Й.Х. Пейнтингер и кантор Йозеф Келлер, которые, вероятно, повлияли на раннее музыкальное развитие его сына. Также возможно, учитывая положение его отца, что Фукс пел в приходском хоре. В 1680 году Фукс поступил на специальность "грамматист" в университет Граца, а в 1681 году поступил в иезуитский Фердинандеум на факультет грамматики и музыки. Пометка "profugit clam" ("он тайно сбежал"), добавленная к его аттестату зрелости, указывает на то, что он покинул Фердинандеум, не выполнив формальных требований для получения диплома: примерно за два месяца до того, как он закончил положенные три года обучения, он уехал из Граца в иезуитский университет в Ингольштадте, где он был зарегистрирован в качестве выпускника. 28 декабря 1683 года как "Иоаннес Иосиф Фукс, штириец из Хиртенфельда, студент-логик, нищий’. Он оставался там до 1687 года. Широта образования Фукса в Граце и Ингольштадте была обусловлена иезуитской системой обучения: он изучал языки, логику, музыку и (в Ингольштадте) юриспруденцию. Это, несомненно, подготовило его к будущей роли в управлении Венской высшей музыкальной капеллой. К августу 1685 года он занял должность органиста в Санкт-Морице в Ингольштадте. В нотной книге, датированной 1710 годом, перечислены два латинских мотета и немецкая надгробная ода, которые являются его самыми ранними известными сочинениями; в нем он дважды упоминается как "студент-юрист" и один раз как "студент-юрист и органист’. Действия Фукса между началом 1689 года, когда в Санкт-Морице был назначен новый органист, и его женитьбой в 1696 году (к тому времени он уже был органистом в Шоттенкирхе в Вене) остаются неопределенными. Биографы опирались на псевдомифологическую легенду Я.А. Шайбе о композиторе (опубликованную в 1745 году), чтобы объяснить, как Фукс прошел путь от провинциального студента до придворного музыканта, что трудно объяснить иначе. В 1798 году Дж. Добе явно истолковал эту басню (с помощью которой Шайбе намеревался проиллюстрировать "предубеждение" итальянских музыкантов против композиторов неитальянского происхождения) как означающую, что Фукс привлек внимание императора Леопольда I, который прослушал две мессы в его исполнении, когда Фукс был на службе у "венгерского епископа" (предположительно, Леопольда Карл фон Коллонич, архиепископ Венгерский, который часто бывал в Вене и знал императора с юности). Император приказал исполнить одну из этих месс в Вене, но она была осуждена итальянскими композиторами из его собственной свиты. Когда вторую мессу выдали за работу неизвестного итальянца, она получила признание. "К большому неудовольствию итальянской партии" (Добе, 1798), Фукс был назначен на императорскую службу самим императором. Три фактора подтверждают общую направленность этого анекдотического (и патриотического) рассказа: Тринитарная миссия Фукса, посвященная Леопольду I, может быть датирована 1695 годом. В письме-посвящении говорится о том, что император уже слышал это произведение, а на титульном листе указано, что его автором был певец, работавший в Высшей музыкальной капелле, Франц Гинтер; к 1695 году, когда эта месса почти наверняка была отслужена при закладке первого камня в основание церкви Дрейфальтигкайтскирхе в Вене. Фукс , должно быть , работал на влиятельного покровителя; и, наконец, женитьба Фукса в июне 1696 года на Кларе Юлиане Шниценбаум, дочери семьи, имевшей хорошие связи на службе у императорского дома, убедительно доказывает, что сам композитор к тому времени уже установил важные контакты при дворе. Одним из свидетелей бракосочетания был Андреас Шмельцер, композитор императорского балета и камерной музыки, сын бывшего придворного капельмейстера И.Х. Шмельцера. Утверждение Даубе о том, что Фукс состоял на службе у венгерского епископа (предположительно, Коллонича), не только объясняет путь Фукса к императорской службе, но и дает некоторое объяснение тому, что музыка Фукса впитала в себя итальянское стилевое восприятие (особенно на стыке античности и модерна). Частые визиты Коллонич в Рим могут прояснить предположение о том, что Фукс учился в Италии до того, как поступил в Высшую музыкальную капеллу. Коллонич отправилась в Рим на конклав 1689 года, на котором был избран кардинал Пьетро Оттобони, при дворе которого часто присутствовали Корелли и Бернардо Пасквини, а органист Оттавио Питони был известен как увлеченный теоретик и подражатель Палестрины. Все три музыканта были названы Flotzinger (Fux-Studien, A1985, стр.55-60) важными деятелями, оказавшими влияние на Фукса, которое он, возможно, непосредственно и лично воспринял в Риме. Хотя официально Фукс начал работать придворным композитором в Вене в апреле 1698 года, сам он неоднозначно оценивал свой стаж на этом посту. В различных документах (включая предисловие к "Градусу Парнаса") он намекал, что начал работать на императорский двор в 1695 или даже 1693 году. Его первые обязанности были связаны с церковной и камерной музыкой: он сочинял инструментальную музыку к празднованию именин эрцгерцога Карла (19 марта) в 1698 году, а также начал писать музыку к воскресеньям и праздничным дням церковного года, что уже не очень интересовало действующего гофкапельмейстера Драги или его семью. помощник шерифа, Панкотти. Вместе с недавно назначенными композиторами Бадиа, Джованни Бонончини и Марком Антонио Зиани Фукс успешно начал внедрять элементы стиля позднего барокко в духовные и светские жанры, культивируемые при дворе. В 1699 году Фукс и его жена усыновили дочь своего сводного брата Питера, Еву Марию (1696-1773); после смерти Питера в 1724 году они также усыновили его младшего сына Мэтью (р. 1719). Фукс оставался органистом в Шоттенкирхе до 1702 года, когда ушел в отставку, чтобы более эффективно служить двору. Его первая светская драматическая пьеса "Смерть монархини" была поставлена в рамках карнавальных торжеств мальчиками придворной знати 16 февраля 1700 года; за этим в 1702 году последовало более крупное поручение - "Преступление против любви", данное по случаю дня рождения жены наследного принца Иосифа, Амалии Вильгельмины, личным капельмейстером которой ему предстояло служить с 1713 по 1718 год. После смерти Леопольда I в 1705 году и восшествия на престол его сына Иосифа I Фукс сохранил за собой должность придворного композитора. В том же году он был назначен заместителем капельмейстера в Штефансдом, где в 1712 году сменил И.М. Захера на посту первого капельмейстера. Он занимал эту должность до конца 1714 года и в течение того же периода руководил богослужениями в церкви Сальваторкирхе (до марта 1715 года). Его обязанности заместителя капельмейстера в Штефансдоме были сосредоточены на музыке, исполняемой перед статуей Богоматери Петшской, которую император приказал установить на главном алтаре собора в 1697 году. После неожиданной смерти Иосифа I 17 апреля 1711 года императрица-регентша Элеонора распустила Высшую музыкальную капеллу (как это было принято в связи с кончиной императора), и многие из ее сотрудников, включая Бонончини и Бадиа, были уволены на пенсию. К октябрю 1711 года Фукс был назначен заместителем капельмейстера при дворе (Зиани был капельмейстером с 1712 года до своей смерти в 1715 году). После своей коронации во Франкфурте в 1711 году и постепенного переезда своего двора в Вену в 1712 году брат Иосифа, Карл VI, восстановил былое величие Высшей музыкальной капеллы: его личные знания и приверженность музыке нашли отражение в том факте, что сокращенный состав капеллы, состоявший из 86 человек, в настоящее время находится в Вене. к началу его правления число жертв увеличилось до 134 к 1723 году и оставалось примерно на этом уровне до его смерти. В январе 1715 года Карл VI назначил Фукса гофкапельмейстером, и эту должность он занимал до конца своей жизни. Как композитор, служивший трем императорам, Фукс выполнял особенно трудоемкое сочетание обязанностей. Судя по "Общему собранию сочинений" 1727 года, обязанности Фукса по сочинению и исполнению музыки для мессы и богослужений были значительными. Кроме того, его регулярные заказы на оперу, ораторию и различные виды тафельмузыки сочетались с административными функциями, о чем свидетельствуют его многочисленные отзывы и отчеты о музыкантах. Его коронационная опера "Констанца и Фортецца", номинально приуроченная ко дню рождения императрицы Елизаветы Кристины, но фактически написанная в честь коронации Карла VI в качестве короля Богемии, представляет собой вершину его государственной деятельности. Опера была поставлена в специально спроектированном театре под открытым небом в Праге. Режиссером был заместитель Фукса Кальдара, сам Фукс страдал от хронической подагры. Пьеса получила высокую оценку Дж. Дж. Кванц, принимавший участие в выступлении и предпочитавший "более церковную, чем театральную манеру" Фукса "более галантному стилю пения, украшенному множеством мелких украшений и изящных нот", учитывая обстоятельства, при которых оно было написано. 

Ноты сочинений Иоганна Йозефа Фукса на сайте библиотеки IMSLP