Функе, Фридрих
1642 - 1699

Назад

Фридрих Функе (Friedrich Funcke) - Немецкий композитор

Родился в 1642 году, Носсен, Саксония - умер 20 октября 1699 года, Ремштедт, северный Люнебург. 

После посещения школы во Фрайберге и Дрездене он изучал теологию в Виттенберге в 1660-61 годах и вскоре после этого стал кантором в Перлеберге. В 1663 году он подал заявление на должность кантора в Йоханнеуме, Гамбург, но это назначение было поручено Кристофу Бернхарду. В 1664 году он сменил Михаэля Якоби на посту кантора в Санкт-Йоханнисе, Люнебург. За 30 лет работы на этом посту он оставил заметный след в музыкальной жизни Люнебурга, но был вовлечен в многочисленные споры со школьными и церковными властями из-за своей постоянной борьбы за улучшение условий для исполнения церковной музыки. Он также энергично выступал за замену латинских литургических гимнов немецкими церковными песнопениями. В 1672 году ему на шесть месяцев задержали зарплату за то, что он позволил, чтобы на похоронах его шурина играла музыка в королевском исполнении, чего никогда не допускалось на похоронах выдающихся граждан. В 1684 году муниципальный сенат выступил против того, чтобы он одновременно работал корректором в издательстве Стерна. Начиная с 1683 года, он неоднократно обращался с просьбами о заработке, но только в 1694 году уехал, чтобы стать пастором в Ремштедте, где оставался до самой своей смерти. Большинство из многочисленных композиций, которые Функе приходилось писать для гражданских празднеств, свадеб и похорон видных горожан, исчезли. Его сохранившиеся похоронные оды для пяти- или шестиголосного хора и continuo демонстрируют стремление к гибким структурам, порожденным использованием различных сочетаний голосов, а также к использованию гармонии и динамики для интерпретации текста. Его кантата на Новый 1684 год содержит различные сольные куплеты между вступительным и заключительным припевами. В его "Танце и деньке", масштабном концерте из десяти частей, посвященном шторму, разрушившему башню Святого Иоанна, пассажи тутти и концертино чередуются в припевах. Аккомпанемент состоит либо из четырех струнных и фагота, либо из корнетов и тромбонов, в зависимости от содержания текста, описательные детали которого – ливень, молния, гром, землетрясение – наиболее эффектно отражены в музыке. Бирке убедительно приписал Функе анонимные страсти по Матфею, которые имеют особое значение в истории оратории "Страсти по Матфею". Должно быть, она была написана позже "Страстей по Матфею" его бывшим коллегой из Люнебурга Кристианом Флором, у которого идентичный текст; но на нее не повлияли "Страсти по Матфею" Иоганна Тейла, с которыми он познакомился в 1674 году. Увлечение Функе существует в двух вариантах. Первая содержит речитативы Евангелиста без сопровождения, которые частично основаны на формулах древних Страстей Господних и частично на немецкой мессе Лютера, но также раскрывают зачатки текстовой выразительности. Во второй версии речитативы снабжены продолжительной партией, которая, вероятно, написана не самим Функе. 21 турба в сопровождении аккомпанемента придают драматический акцент, а 12 сольных частей и 9 симфоний вставлены как моменты спокойного размышления о событиях Страстной ночи. В своих "Страстях по Луке" (1683), от которых сохранился только текст, Функе, должно быть, сделал значительный шаг в направлении оратории "Страсти", поскольку составитель текста не только вставлял в нее размышляющие отрывки, но и иногда изменял текст Евангелия и развивал его. По словам Уолтера, сохранившиеся тексты других утраченных произведений Функе важны как источники по истории кантаты и оратории. Из его утраченного школьного учебника по пению известно только, что он отвергал сольмизацию и использовал буквенные обозначения нот и интервалов.

Ноты сочинений Фридриха Функе на сайте библиотеки IMSLP