Функ, Дэвид
1648 - 1699

Назад

Дэвид Функ (David Funck) - Немецкий композитор, музыкальный писатель, инструменталист, поэт и педагог богемского происхождения

Родился 8 января 1648 года, Иоахимстале (ныне Яхимов), Богемия - умер около 1699 года, Арнштадт. 

Его биографию часто путают с биографией его отца, также по имени Давид (1615-69), который был кантором в Иоахимстале и занял аналогичную должность в Райхенбахе-им-Фогтланд, когда младшему Давиду было два года. Говорят, что его сын получил степень бакалавра в Рейхенбахе в 1669 или 1670 году, а в 1673 году он участвовал в диспуте при повышении Йоханнеса Римера в Галле, но, очевидно, сам Функ не получал университетского образования. Несколько эпизодов из его жизни побудили его ранних биографов заполнить пробелы анекдотическими подробностями и представить Функа как изобретательную, но морально ущербную личность. Согласно заупокойной проповеди по его матери, около 1680 года он работал секретарем у вдовствующей герцогини Нойенбургской (или Нойбургской; ее личность пока не установлена). В 1682 году она взяла его с собой в Италию, но когда она умерла там (или, возможно, просто отпустила его) в 1689 году, Функ вернулся в Рейхенбах, где зарабатывал на жизнь уроками музыки и время от времени писал стихи. "Утраченная страсть", написанная им примерно в 1690-1694 годах, принесла ему большую известность и, возможно, помогла в 1694 году получить должность органиста и преподавателя в поздней школе в Вунзиделе во Франконии. В январе 1699 года Функ, подозреваемый в содомии, бежал оттуда; в документе собора, относящемся к этому событию, он назван "безнравственным человеком" ("böser Mensch’). Дальнейшее местонахождение Функа неизвестно; легенда гласит, что после краткого пребывания в Шлайце, где он дал концерт при дворе, он пешком отправился в Арнштадт, но был найден замерзшим насмерть в открытой местности. Функ был известен как виртуоз игры на скрипке, виоле да гамба, гитаре и клавикордах. Из его вокальных и инструментальных сочинений сохранилось только 43 танца и других пьес для четырех одинаковых альтов. Среди частично гомофонических, частично контрапунктических установок особого внимания заслуживает сарабанда с вариациями. Сохранилось также теоретическое сочинение "О пропорциях музыки в ветеранах и о том, как вести академический спор" (Йена, 1673), все еще основанное на старой спекулятивной теории музыки, но краткий сборник "Музыкальные произведения" Функа (Лейпциг, 1670) на немецком языке был утерян в 19 веке.

Ноты сочинений Дэвида Функа на сайте библиотеки IMSLP