Фробергер, Иоганн Якоб
1616 - 1667
Назад
Иоганн Якоб Фробергер (Johann Jacob Froberger) - Немецкий композитор, органист и клавишник
Крещён 19 мая 1616 года, Штутгарт - умер 7 мая 1667 года, Эрикур, Монбельяр, Франция.
Считавшийся выдающимся немецким композитором клавишной музыки середины XVII века, он был придворным органистом в Вене, учился у Фрескобальди в Риме, путешествовал и выступал в Нидерландах, Англии, Франции, Германии и Италии. Он создал неповторимую индивидуальную идиому, используя стилистические особенности итальянской, французской и немецкой клавишной музыки. Его произведения оказали сильное влияние на Луи Куперена и немецких клавишных композиторов времен И.С. Баха.
Несмотря на важность Фробергера в истории клавишной музыки и то уважение, которым он пользовался в конце 17-го и 18-м веках, документация о его жизни фрагментарна. Записи Вальтера (WaltherML) и Маттесона (MatthesonGEP), сделанные в 18 веке, неточны. Вальтер, например, указал Галле, а не Штутгарт, в качестве места рождения Фробергера и установил дату его рождения с опозданием на 19 лет. Только в 1930-х годах (см. Зайдлера) эти ошибки были окончательно исправлены. Однако его семья была родом из Галле; там жил его дед Симон, и там же в 1575 году родился его отец Василий. Базилиус поступил тенором в хор герцогской капеллы Вюртемберга в Штутгарте в 1599 году, а в 1621 году стал капельмейстером. Хотя четверо из шести его оставшихся в живых сыновей позже работали в придворной капелле Штутгарта, нет никаких сведений о том, что Иоганн Якоб служил там. Предположительно, Фробергер получил музыкальное образование от своего отца, возможно, от других членов семьи, а также, возможно, от Дж.У. Стейгледера, который стал придворным органистом в 1627 году. (Тематические отсылки к произведениям Штайгледера были отмечены в некоторых статьях Фробергера.) Музыкальная жизнь штутгартского двора обогатилась музыкантами из многих уголков Италии, Франции, Англии и Германии. Судебные архивы свидетельствуют о службе там нескольких английских лютнистов: Джона и Дэвида Мореллов, а также Эндрю Борелла, который получал плату за обучение одного из сыновей Базилиуса Фробергера в 1621-1622 годах. Самому Василиусу платили за обучение одного из его собственных сыновей в 1627-1628 годах; кто именно из шести сыновей, неизвестно. Таким образом, юный Фробергер в раннем возрасте познакомился с основными европейскими стилевыми течениями в музыке. После смерти Базилиуса Иоганн Георг и Исаак Фробергеры продали музыкальную библиотеку своего отца вюртембергскому двору; сохранился каталог, свидетельствующий о том, что в личной коллекции Базилиуса было много произведений ведущих современных итальянских и немецких мастеров. По причинам, которые остаются неясными, Фробергер отправился в Вену, вероятно, примерно в 1634 году, возможно, намереваясь присоединиться к императорской капелле. Однако, поскольку это произошло во время Тридцатилетней войны, в которой Священная Римская империя и Вюртемберг находились по разные стороны баррикад, трудно понять, как такое намерение могло быть осуществлено, независимо от того, кто мог рекомендовать 18-летнего музыканта императорскому двору. Сообщение Маттесона о том, что шведский посол привез Фробергера в Вену, впечатленный его певческими способностями, вряд ли соответствует действительности. Швеция также была в союзе с лютеранами Вюртемберга против католических войск императора, армия которого нанесла сокрушительное поражение протестантским войскам в сентябре 1634 года в битве при Нердлингене. Этот разгром даже вынудил вюртембергский двор бежать в Штутгарт, покончив со всем музыкальным сообществом. Ни в одном архивном материале Штутгарта нет упоминаний о Иоганне Якобе ни до, ни после его переезда в Вену. Тем не менее, он, должно быть, поддерживал какие-то связи с герцогской семьей, поскольку его последней должностью был пост музыканта вдовствующей герцогини Монбельярской (Момпельгард), принадлежащей Вюртембергскому дому. Василий, его жена и дочь умерли от чумы в 1637 году. Иоганн Якоб работал органистом в императорской капелле в Вене с 1 января по 30 октября 1637 года. В июне 1637 года, очевидно, после первоначального отказа, ему был предоставлен отпуск для поездки в Рим для обучения у Фрескобальди со стипендией в 200 гульденов. Документ, подтверждающий предоставление этой стипендии Фробергеру, также свидетельствует о том, что на него оказывалось давление с целью перехода в католическую веру, что он в конце концов и сделал, вероятно, в Риме. После обучения у Фрескобальди Фробергер вернулся в императорскую капеллу в Вене и в апреле 1641 года возобновил свою работу в качестве органиста и камерного музыканта, оставаясь на этом посту до октября 1645 года. Второе пребывание в Италии, которое, возможно, началось уже в ноябре 1645 года, по-видимому, привело к дальнейшему обучению у иезуита-эрудита Афанасия Кирхера в Риме, а не у Кариссими, как считалось ранее (см. Аннибальди). Фрескобальди, его наставник в инструментальной музыке, умер в 1643 году; теперь Фробергер хотел достичь такого же мастерства в духовной вокальной музыке в традициях prima pratica. Книга Кирхера "Musurgia universalis" (Рим, 1650/R) содержит первую публикацию сочинения Фробергера "Фантазия на гексахордах", включенную в рукопись с автографом "Libro secondo" 1649 года, подаренную композитором императору Фердинанду III в сентябре 1649 года (A-Wn, код 18706). Во время пребывания в Риме Фробергер освоил "arca musurgica" Кирхера - инструмент для сочинения музыки в пяти различных стилях: речитатив, церковная музыка, фуга, танцевальная и инструментальная симфония, а также полифонические комбинации для восьми голосов и даже целых 16, разделенных между четырьмя хорами. Это устройство, гораздо более сложное, чем arca musarithmica, полностью описанное в Musurgia universalis, едва упоминалось в этом гигантском томе. Оно предназначалось для избранных, особенно для коронованных особ. На обратном пути в Австрию Фробергер продемонстрировал arca musurgica правящим князьям Флоренции и Мантуи и был награжден подарками. В сентябре 1649 года он вернулся в Вену и сразу же продемонстрировал композиторское устройство Кирхера императору, увлеченному музыканту-любителю, который был должным образом впечатлен. Он также подарил ему Libro secondo, который, как и аналогичный подарочный экземпляр с маркировкой Libro quarto (A-Wn, код 18707), был каллиграфически оформлен старым другом Фробергера Иоганном Фридрихом Зауттером, сыном чиновника Вюртембергского суда в Штутгарте. ("Libro primo" и "Libro terzo" утеряны.) В письме к Кирхеру от 18 сентября 1649 года Фробергер рассказал, как он успешно преподнес "arca musurgica" Фердинанду III, а ранее - различным итальянским князьям. В Вене Фробергера слушал в исполнении на клавесине Уильям Суонн, английский дипломат, состоявший на службе у принца Оранского. 15 сентября 1649 года Сван сообщил министру иностранных дел принца Константину Гюйгенсу, что этот музыкант был "человеком редким среди эспинеток’. Всю свою жизнь Гюйгенс, сам талантливый лютнист и композитор, высоко ценил Фробергера, и благодаря ему Фробергер познакомился с музыкой и произведениями французских музыкантов, таких как Шамбоньер, Готье и Мерсенн. Период траура, последовавший за смертью императрицы 19 августа 1649 года, ограничил музыкальную активность при венском дворе. Возможно, именно это стало причиной отъезда Фробергера из Вены в турне, которое в итоге продлилось более трех лет. Точно так же, как таким музыкантам и художникам, как Доуленд и Рубенс, были поручены дипломатические миссии или даже, как поговаривали, шпионаж, продолжительный тур Фробергера вполне мог включать в себя и внемузыкальную деятельность. Вполне вероятно, что одним из первых мест, которые он посетил, был Дрезден, где он выступал в избирательном суде в дружеском соревновании с Маттиасом Векманом, вероятно, осенью или зимой 1649-50 годов, и передал курфюрсту письмо от императора. Он был награжден золотой цепью и, в свою очередь, подарил курфюрсту рукописный том своих работ. Его дружба с Векманом, зародившаяся в результате этой встречи, была продолжительной. Важный рукописный источник музыки Фробергера (рукопись Хинтце, США-Северная Каролина), содержащий единственный неопубликованный текст его "Медитации о будущем". … Считается, что "Воспоминание о смерти" (вступительная часть сюиты № 20) принадлежит перу Векмана. Вероятно, Фробергер также познакомился с Шютцем и Кристофом Бернхардом во время своего пребывания в Дрездене. В марте 1650 года он находился в Брюсселе при дворе эрцгерцога Леопольда Вильгельма фон Габсбурга, брата императора и губернатора испанских Нидерландов. Существуют архивные свидетельства, свидетельствующие о том, что деньги были выплачены через агента эрцгерцога за развлечения Фробергера и предполагаемые транспортные расходы на его дальнейшую поездку. В декабре 1652 года был произведен платеж самому Фробергеру за выступление перед эрцгерцогом. По словам Бальтазара Эрбена, который учился у Фробергера в конце лета 1653 года, поездка его учителя привела его из Дрездена в Кельн, Дюссельдорф, Брюссель, Зеландию, Брабант и Фландрию, а из Антверпена он отправился в Париж. Фробергер выступал в столице Франции в сентябре 1652 года и все еще был там, когда лютнист Бланкрошер скончался в ноябре после внезапного падения в его присутствии, о чем говорится в трогательной музыкальной элегии "Надгробие М. Бланкрошера". В этот период Фробергер также побывал в Лондоне, куда прибыл без гроша в кармане после того, как был ограблен пиратами между Кале и Дувром, что запечатлено в "Жалобе на лондонского прохожего", открывающей его сюиту № 30. Учитывая ограниченность общественной музыкальной жизни Англии во времена Содружества, вполне вероятно, что Фробергер поспешил вернуться в Париж, где музыка продолжала процветать даже во время войн Фронды, которые тогда еще бушевали. В письме к Кирхеру от февраля 1654 года Фробергер сообщал, что в Англии его спрашивали о книге эрудита "Musurgia universalis". Заслуживает внимания тот факт, что в пуританской Англии во времена Содружества был интерес к работе ученого-иезуита. Весной 1653 года Фробергер проезжал через Гейдельберг и Нюрнберг по пути в Регенсбург, где император созвал имперский сейм. В апреле 1653 года Фробергер снова поступил на службу в императорскую капеллу и оставался на этом посту до тех пор, пока 30 июня 1657 года, вскоре после смерти Фердинанда III, ему не было выплачено последнее жалованье.
Ноты сочинений Иоганна Якоба Фробергера на сайте библиотеки IMSLP