Фриц, Гаспар
1716 - 1783
Назад
Гаспар Фриц (Gaspard Fritz) - Швейцарский композитор и скрипач
Родился 18 февраля 1716 года, Женева - умер 23 марта 1783 года, Женева.
Его отец, Филипп Фриц (1689-1744), был родом из Целле и в 1709 году устроился учителем музыки в Женеве. Берни упомянул, что Гаспар был учеником Г.Б. Сомиса в Турине, где он, несомненно, изучал композицию. В конце 1736 или начале 1737 года он вернулся в Женеву, где в апреле 1737 года женился. Поскольку у всех его четверых детей крестные были из высокопоставленных семей Женевы, Фриц, по-видимому, с раннего детства вращался в таких кругах в качестве учителя игры на скрипке. В период с 1738 по 1743 год он исполнял музыку на светских мероприятиях, устраиваемых англичанами, проживавшими в Женеве; посвящения его печатных работ еще раз указывают на его связи с проживавшими там аристократами. В 1756 году он отправился в Париж для публикации своих сочинений "opp.3" и "opp.4", а 9, 12 марта и 18 апреля выступил на концерте "Spirituel", но его итальянский стиль игры помешал его успеху. Он вернулся в Женеву, где, судя по оставленному им наследию, восстановил успешную карьеру преподавателя. В июне 1759 года он выступал в резиденции Вольтера, но возможность появляться на публике в Женеве появилась лишь постепенно, после 1770 года. Превосходство Фрица как скрипача-виртуоза подчеркивали как А. Райхинер из Базеля в 1758 году (который, однако, счел его украшения чрезмерными, а жесты - слишком энергичными; см. Staehelin), так и Берни в 1770 году (который особенно подчеркивал выразительность Фрица). Некоторые из опубликованных произведений Фрица имели значительный успех и впоследствии переиздавались. Сонаты из трех частей соч.1 (которые Гендель оценил положительно) демонстрируют характерные для концерта Рипьено секционные контрасты. В сонатах op.2, также состоящих из трех частей, Фриц обратился к стилю туринской школы с богато оформленной сольной линией, поддерживаемой тематически не связанным басом; некоторые из заключительных частей представляют собой наборы вариаций чаконы. Эти элементы присутствуют в гораздо большем масштабе в op.3 и, в сочетании с более высокими требованиями к технике исполнения, создают великолепно выразительный мелодический стиль. Более простые трио op.4 (на самом деле трио-сонаты) имеют сходство с произведениями Антонио Кампиони и Алессандро Бесоцци в их четком формальном оформлении и частых коротких фрагментах имитации во всех частях. Шерхен, который редактировал первую из шести симфоний, соч.6, обратил внимание на их формальную элегантность, благородство выражения и в высшей степени индивидуальное оркестровое письмо; эти качества придают симфониям более оригинальный колорит, чем большинству ранних классических произведений мангеймской школы (следует, однако, сказать, что дата, указанная Шерхеном ранее 1760 года, вероятно, слишком ранняя).
Ноты сочинений Гаспара Фрица на сайте библиотеки IMSLP