Фридрих II, Король Пруссии
1712 - 1786

Назад

Король Пруссии Фридрих II (König von Preußen Friedrich II) - Немецкий монарх, покровитель искусств, флейтист и композитор

Родился 24 января 1712 года, Берлин - умер 17 августа 1786 года, Потсдам. 

Его отец, Фридрих Вильгельм I, был встревожен тем, что его сын с ранних лет предпочитал интеллектуальные и художественные занятия военным и религиозным. Несмотря на то, что Фредерик находился под присмотром днем и ночью, несмотря на гнев отца и его телесные наказания, ему удавалось, отчасти благодаря соучастию матери и старшей сестры Вильгельмины, читать запрещенные книги, придерживаться французской одежды и манер и играть дуэтом на флейте со своим слугой. Когда ему было семь лет, ему разрешили учиться игре на бас-гитаре и четырехчастной композиции у органиста собора Готлиба Хейна. Вильгельмина, также одаренная в музыкальном плане, участвовала с ним в импровизированных концертах. Во время визита в Дрезден в 1728 году принц был потрясен, услышав свою первую оперу "Клеофида" Хассе; там же он впервые услышал игру флейтиста Й.Й. Кванца, который вскоре после этого начал время от времени приезжать в Берлин, чтобы давать Фредерику уроки игры на флейте. Некоторое время король терпел подобные развлечения, но к 1730 году его неодобрение переросло в запрет. 4 августа 1730 года, когда Фридриху было 18 лет, он попытался бежать в Англию. Результатом стало его тюремное заключение и обезглавливание одного из его "сообщников" в его присутствии. Вместо того, чтобы сломаться, принц стал более трезвым и ортодоксальным. В 1733 году он неохотно женился на избранной для него невесте, Элизабет Кристине Брауншвейгской. Он принял командование полком и так глубоко погрузился в управление государством, что в конце концов завоевал доверие даже своего отца. Но он не собирался отказываться от своих интересов: в своей резиденции в Руппине он содержал небольшую группу музыкантов-инструменталистов; случайные уроки у Кванца продолжались; в 1735 году он назначил К.Х. Грауна главным придворным музыкантом, а в 1736 году, когда он переехал в Райнсберг, с ним переехали 17 музыкантов, в том числе К.Х. и И.Г. Грауны, Франц и Иоганн Бенда, Кристоф Шаффрат и И.Г. Янич. Среди его посетителей были Альгаротти, Мопертиус, Фонтенель, лорд Балтимор, Гравесанд и Вольтер. Когда Фридрих наконец взошел на трон 31 мая 1740 года, он сразу же погрузился в социальные и политические реформы, военные завоевания и возрождение прусского искусства и литературы. Не прошло и двух месяцев после своего вступления на престол, как он предпринял первые шаги к созданию Берлинской оперы: К.Х. Граун, теперь уже в официальном качестве капельмейстера с солидным окладом в 2000 талеров в год, был направлен в Италию нанимать певцов для прусского двора, а королевский архитектор Г.В. фон Кнобельсдорфу, получившему неофициальный заказ в годы правления Райнсберга, было приказано начать работу над монументальным оперным театром. Тем временем опера процветала во временном театре. Другим агентам, таким как Вольтер и Альгаротти (оба они были доверенными лицами и корреспондентами Фредерика), было поручено нанять актеров и танцоров в Париже, а также певцов из Италии, а также машинистов, костюмеров и либреттистов. На фоне этого брожения, когда 20 октября умер император Карл Австрийский, Фридрих немедленно приступил к осуществлению планов, кульминацией которых стало его вторжение в Силезию, первая из многих военных кампаний, благодаря которым он превратил Пруссию в великое современное государство. Когда в марте 1741 года Граун вернулся в Берлин со своей итальянской труппой певцов, Фридрих был на поле боя. Действительно, в первые годы своего правления Фридрих с одинаковым рвением расширил географические и культурные границы Пруссии. К.П.Э. Бах, уже регулярно выступавший в Райнсберге, официально присоединился к придворному оркестру в 1740 году в качестве первого кембалиста; Кванц, уволенный со своей должности в Дрездене, был назначен в 1741 году с замечательным (для музыканта-инструменталиста) жалованьем в 2000 талеров в год (его дрезденское жалованье составляло 250 талеров). Кристоф Никельман был нанят в 1744 году в качестве второго кембалиста. В 1754 году на Фредерика работало около 50 музыкантов, не считая исполнителей придворных интермеццо и членов оперного хора: около 40 инструменталистов и восемь солистов, в дополнение к К.Х. Граун был капельмейстером и главным композитором оперы, а Дж.Ф. Агрикола - придворным композитором. Кванц был флейтистом, камерным композитором и руководителем инструментальных вечеров. Трое сольных певцов в 1754 году были кастратами: Джованни Карестини, Антонио Убери (Порпорино) и Паоло Бедески (Паулино). Бенедетта Мольтени, впоследствии жена Агриколы, была примадонной до 1748 года, когда ее пост узурпировала Джованна Аструа. (Зарплата Аструа составляла 6000 талеров, что было выше, чем у члена кабинета министров; C.P.E. Бах, самый выдающийся музыкант, которого когда-либо нанимал Фредерик, за тот же период получал зарплату в размере 300 талеров.) Новый оперный театр на авеню Унтер-ден-Линден, точная копия которого до сих пор стоит в Берлине, был открыт 7 декабря 1742 года. С этой даты и до начала Семилетней войны в 1756 году в стандартном сезоне были представлены две новые оперы Грауна и отдельные произведения Хассе - композиторов, которые были выдающимися представителями итальянской оперы в Германии. Большая часть оставшейся части года была заполнена интермеццо, шеферспиле, пасторалями или серенадами, которые обычно исполнялись в виде пастиччо; в течение всего года в королевских покоях исполнялась инструментальная музыка, обычно не более чем восемью-девятью музыкантами. Солистом на этих вечерах был либо Фредерик, либо Кванц; музыка почти всегда состояла из концертов или сонат для флейты, причем Фредерик и Кванц снова были любимыми композиторами. В ходе успешной, но ожесточенной Семилетней войны (1756-1763) Фридрих постепенно стал "старым фрицем", негибким и реакционным. Инструментальная музыка при дворе находилась в упадке: Никельман ушел в 1756 году, К.Ф.Э. Бах, чье истинное значение Фридрих так и не осознал, – в 1767 году. С марта 1756 по декабрь 1764 года в Берлинском оперном театре не ставилось ни одной оперы, а с конца войны и до смерти Фридриха в 1786 году почти все оперные постановки были возобновлением довоенных произведений. К.Х. Граун умер в 1759 году; после войны его место занял Агрикола, но без звания капельмейстера. Агрикола поставил три свои собственные оперы, но это были всего лишь подражания Грауну, и Фридрих открыто презирал их. После смерти Агриколы в 1774 году руководство оперой перешло к К.Ф.К. Фашу, снова без звания капельмейстера, и с 1776 года до самой смерти Фридриха Фаша его сменил И.Ф. Рейхардт, первый человек, получивший звание капельмейстера после смерти Грауна. Атмосферу упадка и косности ненадолго разрядило появление в 1771 году Гертруды Элизабет Мара в качестве примадонны; именно она разрушила предубеждение Фредерика против немецких певцов. Качество и размах покровительства Фредерика в значительной степени зависели от его собственных достижений как флейтиста, композитора и либреттиста. Анализ всей дошедшей до нас критики его игры и изучение музыки, которую он исполнял, приводит к выводу, что он был намного выше среднего уровня как исполнитель, особенно в адажио. Все его сочинения датируются периодом до Семилетней войны; в некоторых оркестровых произведениях он оставил внутренние партии, чтобы их заполнили другие. Его образцом в сонатах и концертах для флейты был Кванц, а через него - сонаты Тартини и сольные концерты Вивальди. В своей драматической музыке Фредерик следовал стилю Грауна. Произведения Фредерика, вероятно, удивят слушателя своей уверенностью и очарованием. Точное количество его композиций определить сложно, поскольку трудно отделить его творчество от творчества артистов, которых он нанимал. Хотя он намеревался, чтобы его произведения исполнялись только перед ним самим, после его смерти они были многократно переизданы. Неудивительно, что Фредерик также писал, зарисовывал и предлагал либретто. Вероятно, он принимал участие, по крайней мере в качестве консультанта, в подготовке большинства либретто, которые Граун ставил, находясь у него на службе. Его "Монтесума" (1755), написанный французской прозой и переведенный на итальянский язык стихами придворного поэта Джампьетро Тальязукки, вероятно, является лучшим либретто, когда-либо созданным Грауном. Фредерик также написал для Грауна "Силлу" (1753) и части "Братьев немичей" (1756) и "Меропы" (1756), которые перевел Тальязукки, и набросал сюжеты "Кориолано" Леопольдо де Виллати (Граун, 1749) и "Время любви" Тальязукки (Агрикола, 1755). Самыми выдающимися музыкальными достижениями при дворе Фридриха были произведения композиторов, работавших на него или находившихся под его влиянием. В дополнение к уже упомянутым фигурам, Ф.В. Марпург и Дж.П. Кирнбергер, берлинские музыканты и теоретики, не работавшие непосредственно на Фредерика, но, несомненно, находившиеся под его влиянием, могут считаться музыкальными выразителями рационалистической философии Фредерика. Фридрих изложил свои взгляды на музыку в "Письмах к публике" (Берлин, 1753). Фридриху также принадлежит заслуга в создании возвышенного музыкального произведения Баха, основанного на изобретенной королем теме, на которую Бах импровизировал во время визита в Потсдам в 1747 году.