Франкёр, Франсуа
1698 - 1787
Назад
Франсуа Франкёр (François Francoeur) - Французский композитор и скрипач
Родился 21 сентября 1698 года, Париж - умер 5 августа 1787 года, Париж.
Младший сын Жозефа Франкёра. Будучи учеником своего отца по классу скрипки, он начал свою долгую карьеру в Парижской опере в возрасте 12 лет в качестве виолончелиста в Большом хоре; вскоре после этого он стал членом Королевской музыкальной палаты. Привилегия, которую он получил 22 августа 1720 года, предшествовала публикации его первого собрания скрипичных сонат в том же году. В том же году он принял участие в балете Лаланда "Тайны Карденио". В 1723 году Франкёр и Франсуа Ребель покинули Францию в свите генерала Бонневаля, отправившись в Вену и Прагу. Марпург отметил важность своего знакомства с оперной музыкой этих двух центров для дальнейшего развития композитора: “Арии его сочинения ясно указывают на то, что их автор отважился выйти за пределы Франции”. В 1726 году профессиональное сотрудничество Франк и Ребель, продолжавшееся около 45 лет, началось с создания "Пирамиды и Фисбе", первого из многих подобных совместных творений. Их связь была настолько тесной, что практически невозможно различить вклад этих двух людей; неудивительно, что общественность считала их одной раздвоенной личностью. Они оставались неразлучны вплоть до смерти Ребеля в 1775 году, события, которое сильно омрачило последние годы жизни Франкёра. В 1727 году Франкёр унаследовал должность композитора королевской палаты от Жана-Франсуа де ла Порта, а в 1729 году был принят в королевские военные ордена Богоматери горы Кармель и Святого Лазаря Иерусалимского - награды, редко выпадающие на долю музыканта. В 1730 году он заменил Сенайе в "24 королевских виолончелях", присоединившись к своему отцу и брату. Среди этих успехов произошли два инцидента, которые впоследствии вызвали у него проблемы: его неудачный брак с Элизабет Адриенн ле Руа (дочерью драматурга Адриенн Лекуврер), закончившийся в 1746 году неприятной судебной тяжбой, и скандал с Франсер-Пелисье-дю-Лис (о котором с жаром писала Ла Лоренси)., что вызвало возмущение общественности против Франкёра и, возможно, стало причиной провала Скандерберга в 1735 году. В феврале 1739 года Франкёр был назначен мэтром музыки в опере, а 15 августа 1743 года он стал генеральным инспектором (музыкальным руководителем) Rebel. 27 февраля 1744 года он унаследовал трон Коллина де Бламона в качестве сюринтенданта музыкальной палаты. Новый этап в карьере Франкёра начался в середине 1750-х годов. В 1753 году он ушел из оперы на пенсию, а в 1756 году освободился от обязанностей директора Королевской палаты. Это позволило ему заняться гораздо более масштабным проектом с Rebel - руководством оперы. 13 марта 1757 года они подписали контракт сроком на 30 лет, который начинался 1 апреля 1757 года. С самого начала они столкнулись с трудностями: большой дефицит средств, проблемы с персоналом, отсутствие дисциплины, споры вокруг театра буффонов, кульминацией которых стал пожар, уничтоживший оперу 6 апреля 1763 года. Общественное мнение восстало против них, и с 1 апреля 1767 года они были вынуждены уйти в отставку. Но в мае 1764 года, в разгар этих проблем, Людовик XV возвел Франкёра в дворянское достоинство в знак признания его верной службы. После ухода из оперы в 1753 году Франкёр сохранял за собой должность старшего камерного музыканта вплоть до своей отставки в 1776 году. Антуан Довер, его преемник, описал Франкёра в своей работе "О персоналиях, входящих в состав комитета оперы" (1770) как “благородного человека, представителя интеллигенции, искусства и деятельности”. Неверные представления об источниках франкистских опер-бунтарей привели к постоянному искажению их авторства. Партитуры, скопированные профессиональными переписчиками, были ошибочно указаны в каталоге Парижской консерватории как автографы Франсуа Франкёра, в то время как собственные правки Франсуа приписываются его племяннику Луи-Жозефу Франкёру. Луи-Жозеф, чей почерк легко отличить от почерка Франсуа, не стал пересматривать партитуры своего дяди, хотя и поставил на них свою подпись. Между 1777 и 1783 годами (то есть после смерти Ребеля) Франсуа переработал семь из их работ, хотя не планировал дальнейших выступлений. С помощью профессиональных переписчиков, которые вносили изменения в текст и другие устные материалы, он внес изменения в некоторые существующие рукописи и подготовил несколько новых рукописных ‘окончательных редакций’. Все рукописи, участвовавшие в этом процессе, снабжены автографом, в котором говорится, что "найденная здесь партитура соответствует намерениям авторов", но не представляют собой версии опер, которые действительно исполнялись. В области лирики Франкёр и Ребель остались верны традициям луллианской оперы, даже в своих аранжировках для возрожденных опер. Однако стиль Франкёра более современен в его камерной музыке, которую можно сравнить с современными итальянскими сонатами.
Ноты сочинений Франсуа Франкёра на сайте библиотеки IMSLP