Франк, Мельхиор
ок.1579 - 1639
Назад
Мельхиор Франк (Melchior Franck) - Немецкий композитор
Родился около 1579 года, Циттау - умер 1 июня 1639года, Кобург.
Он родился не в 1573 году, как часто утверждается, а примерно шестью годами позже. Его отец Ганс был художником; его мать умерла в 1603 году, и это событие композитор увековечил песнопением. Йоханнес Франк, опубликовавший в 1600 году в Аугсбурге сборник священных мелодий, возможно, был его старшим братом. О ранних годах жизни Мельхиора известно немного. Возможно, он изучал музыку в Циттау у Кристофа Демантиуса, который был там кантором с 1597 по 1604 год, и, возможно, был учеником Адама Гумпельцхаймера (а также Кристиана Эрбаха, Бернхарда Клингенштайна и Хасслера) в Аугсбурге. Во всяком случае, около 1600 года он состоял в хоре церкви Святой Анны в Аугсбурге. В 1601 году Франк переехал в Нюрнберг, где преподавал в Эгидиенкирхе. Год, проведенный там, стал решающим для его карьеры. Его интерес к музыкальному образованию вылился тогда и в последующие годы в создание многочисленных коллекций педагогической вокальной и инструментальной музыки. Также в Нюрнберге на него оказал сильное влияние Хасслер, который также вернулся туда из Аугсбурга в 1601 году. Хасслер унаследовал от Лехнера, своего вероятного учителя в Нюрнберге, нидерландский стиль сочинения мотетов Ласса и впитал венецианский антифонный стиль Андреа и Джованни Габриэли, когда учился у них в Венеции. Он передал это Франку. Более того, непосредственный контакт с Лехнером отражен во многих песнопениях Франка. В конце 1602 или начале 1603 года Франк стал капельмейстером герцога Иоганна Казимира Саксен-Кобургского, просвещенного дворянина, который проявлял большой интерес к своему музыкальному заведению; несомненно, он тепло относился к Франку, для которого жизнь в Кобурге поначалу была идеальной. Он много публиковался и в 1607 году женился. Тридцатилетняя война затронула Кобург в начале 1630-х годов, когда город и близлежащие деревни были разорены армиями Валленштейна, а затем Ламбоя. Экономика была разрушена; кроме того, в 1633 году умер герцог Иоганн Казимир. Франк лично пережил потерю жены и двоих детей. Преемник Казимира, герцог Иоганн Эрнст, был вынужден экономить и, не обладая любовью своего предшественника к музыке, быстро сократил размер капеллы и ее поддержку. Франк сохранил свою должность, хотя в последующие годы его зарплата неуклонно снижалась, и Иоганн Эрнст также назначил его на более скромную должность инспектора хора городской церкви. В предисловиях к своим печатным работам Франк жаловался на тяжелые времена, но, несмотря на предложение вернуться в Нюрнберг в 1636 году, он решил остаться с герцогом, который пригласил его реорганизовать свою придворную капеллу в Айзенахе. После провала этой капеллы Франк вернулся в Кобург, где вышел на пенсию. Франк был одним из лучших композиторов немецкой протестантской музыки первой половины XVII века. Он писал как духовную, так и светскую музыку для различных инструментальных и вокальных групп: его творчество обширно, и всестороннее, детальное изучение его произведений еще предстоит провести. Большая часть его музыки консервативна по сравнению с музыкой Шютца или его итальянских современников, и он экспериментировал с новым басом континуо только с 1627 года. Из 1466 известных произведений его основными являются чисто вокальные мотеты и танцы для инструментального ансамбля. Он также написал немецкие полифонические песни и кводлибеты, немецкие магнификаты, мессы, духовные концерты, простые хоралы и музыку к пьесам. В период с 1601 по 1636 год Франк опубликовал более 40 сборников песнопений, более одного в год. Из более чем 560 сочинений, включенных в этот сборник, в большинстве использованы немецкие переводы псалмов и пророческих текстов. Все мотеты с латинскими текстами, кроме семи, которые вошли в пять сборников, изданных с 1601 по 1613 год, также переведены на немецкий язык. Они различаются по размеру и стилю исполнения. Почти все они исполняются хором a cappella или с использованием инструментов, дублирующих партии; четыре коллекции включают партию органа basso continuo: Rosetulum musicum, Dulces mundani exilii deliciae и два тома Paradisus musicus. Песнопения без продолжения рассчитаны на три-двенадцать голосов, большинство из них от четырех до восьми; песнопения с продолжением рассчитаны на один-восемь голосов, хотя очень немногие из них являются сольными. В предисловии к своему "Контрапункту" (1602) Франк объяснил свой стиль письма. Он напомнил, что католическая полифония была тщательно продумана во славу Божью и для понимания образованных людей, а протестантская псалмопевь была разработана для мирян и молодежи. Реакция протестантов на сложную католическую музыку в начале XVI века была понятна, но к 1602 году простые псалмы были хорошо известны мирянам и широко представлены в печати. Целью Франка было взять простые хоральные мелодии и, как в старой католической музыке, украсить их во славу Божью. 22 мотета, представленные в этом сборнике, типичны для его песнопений в целом. Все произведения написаны в стиле prima pratica: в них нет необычных диссонансов, а те, которые используются, тщательно подготовлены и разрешены. Голоса по большей части движутся поэтапно; большие скачки обычно происходят от движения заимствованных хоралов. Тем не менее, Франк был очень выразителен в написании текста; например, в "Aus tiefer Not schrei ich zu dir", когда три нижних голоса поют "Herr Gott, erhör mein Rufen" ("Господь Бог, услышь мой зов") в обычно низкой тесситуре, сопрано поднимается более чем на октаву выше с теми же словами: призыв к Богу возвышается над всеми остальными. еще. В песнопении "Я радуюсь за господа Иисуса Христа" есть некоторая словесная окраска, например, длинная мелизма'klagen‘ ("плакать от горя"), но это не соответствует действительности. Эти мотеты отражают влияние Хасслера в использовании выразительных средств, а также Лассуса и Лехнера в тщательно разработанном контрапункте. Необычная особенность мотетов-контрапунктов заключается в том, что все они являются фугами для четырех голосов или инструментов: на титульном листе Франка четко указано, что они должны исполняться в фугальной манере не только голосами, но и инструментами. В фугальных фрагментах всегда есть реальные ответы; в некоторых случаях они написаны на стретто и иногда слегка отличаются по ритму. Тема основана на первой фразе хорала; в последующих эпизодах используются более поздние фразы. В сборнике "Gemmulae evangeliorum musicae" (1623) содержатся очень короткие, в основном гомофонические переложения важных немецких пословиц, менее сложные, чем контрапункты. Одно произведение является строфическим, и многие из них имеют некоторую схему внутреннего повторения (AAB, AABB, ABB, ABBC, AABCC и AABBC). В предисловии Франк поясняет, что он сочинил эти очень простые пьесы для того, чтобы их мог спеть даже самый маленький и неопытный хор. Различные мотеты "Священных мелодий" (1607) ярко демонстрируют характерную черту музыки Франка, не встречающуюся в вышеупомянутых сборниках: антифональное противопоставление групп голосов (хотя в них никогда не бывает двух отдельных хоров). Музыка в "prima pratica" преимущественно гомофоническая, и в ней есть несколько особенно примечательных сочетаний слов, например, эффектные мелизмы в таких словах, как "фонтан" и "дует южный ветер" в "Meine Schwester, liebe Braut". В другом месте Франк написал антифонию для двух хоров. Его вкладом в свадебный сборник "Эпиталамия" (1614-17) является песнопение для двух четырехголосных хоров, а его рождественский песнопение "Данк саген, где все готово", найденное в недатированной рукописи, предназначено для семи голосов в двух хорах. Оба произведения, по сути, гомофоничны и содержат контрастные двух- и трехтактные фрагменты. Франк написал много священных фрагментов, подобных этим. Похоронные песни среди них, соответственно, гораздо более сдержанные. Это произведение его друга Вольфганга Бейлинга (1624) почти полностью гомофоническое, силлабическое и рассчитано на четыре голоса а капелла. Каждый стих начинается паузами, как в немецких псалмах Лобвассера, основанных на гомофонических французских псалмах Гудимеля. Как и большинство мотетов Франка, "Dulces mundani exilii deliciae" (1631) - это религиозные песни, основанные на библейских текстах, которые исполнялись в частном порядке для герцога Казимира, а не в обычных церквях. Текстура в основном гомофоническая, как для одного голоса с продолжением, так и для двух четырехголосных хоров с продолжением. Несколько мотетов для трех-восьми голосов, однако, более контрапунктичны. Из светских вокальных произведений наиболее необычными являются "11 кводлибетов". Написанные для студентов, они отражают студенческий юмор того времени. Заимствованная музыка и тексты сменяют друг друга; иногда заимствуются только тексты, иногда только музыка. Источники варьируются от важных произведений Хасслера и немецкой художественной песни до популярных немецких народных песен, а иногда смешиваются латынь и немецкий. Большинство из 13 светских вокальных сборников также содержат много чисто инструментальных танцев, причем последние оказали сильное влияние на первые. Даже в тех случаях, когда светские песни появляются отдельно от танцев, как, например, в "Musicalischer Bergkreyen" (1602) и "Opusculum" … Reuterliedlein (1603), они гомофоничны и имеют регулярно повторяющиеся ритмические паттерны. Они строфические, силлабические, за исключением нескольких мелизмов на предпоследних слогах стихов, и в большинстве случаев имеют форму такта. Инструменты могут заменять голоса. Musicalischer Bergkreyen необычен тем, что тенор представляет каждое произведение. Танцы, которые не только фигурируют в сборниках песен, но и представлены в четырех отдельных танцевальных сборниках, все они гомофоничны. Как и большинство танцев того времени, они имеют форму AABBCC, с тональностью, изменяющейся от тоники (A) к доминанте (B) и обратно к тонике (C) или от тонического минора (A) к субдоминанте (B) и обратно к тоническому минору (C). Они исполняются для четырех-шести инструментов, названия которых не указаны, хотя в "Newe musicalische Intraden" используются виолы. В "Праздничных торжествах" (1627) добавлен басовый аккорд. В Lilia musicalia танцы представлены в сюитах; в других местах они сгруппированы по типу.
Ноты сочинений Мельхиора Франка на сайте библиотеки IMSLP