Франк, Иоганн Вольфганг
1644 - ок.1710
Назад
Иоганн Вольфганг Франк (Johann Wolfgang Franck) - Немецкий композитор
Крещён 17 июня 1644 года, Унтершванинген, Средняя Франкония - умер около 1710 года.
Поскольку его отец, умерший в 1645 году, занимал важный административный пост при дворе маркграфа Бранденбург-Ансбахского, а семья его матери была родом из Ансбаха, вполне вероятно, что Франк получил там превосходное образование в латинской школе. Это подтверждается его поступлением в Виттенбергский университет в 1663 году. Самое позднее с 1665 по 1668 год он служил при дворе Ансбаха секретарем (Kammerregistratur Adjunct) в его музыкальном учреждении и наставником детей правящей семьи. Весной 1668 года Франку был предоставлен отпуск, возможно, для путешествия и учебы в Италии. С приходом к власти нового правительства маркграфа Иоганна Фридриха в 1672 году Франк снова оказался в Ансбахе и был назначен директором придворной музыки и театра. Его новое назначение позволило ему реорганизовать и расширить придворный оркестр, тем самым восстановив славу Хофкапеллы и повысив значимость оперы в придворных развлечениях. Помимо музыки к спектаклям и балетам, он написал свои первые оперы "Странствующая принцесса", "Над Андромедой и Персеем" (1675) и "Верлибр Фебуса" (1678). Он сочинил значительное количество духовной музыки для придворной капеллы, а в 1677 году был назначен придворным капелланом. В январе 1679 года он бежал из Ансбаха после убийства другого придворного музыканта. Он нашел убежище в Гамбурге, где его музыке предстояло доминировать в опере в течение следующих шести лет. В 1678 году Гамбург стал первым городом за пределами Венеции, где был открыт общественный оперный театр - Театр на Генземаркт. В 1679 году Франк поставил четыре оперы (а также возрождение "Андромеды"), а в период с того времени по 1686 год он представил множество опер. В то время он был не только оперным капельмейстером, но и музыкальным руководителем протестантского кафедрального собора и написал множество священных песен, в основном на стихи гамбургского священника Генриха Эльменхорста. Франк опубликовал сборники арий из четырех опер: "Эней" (1680), "Веспасиан" (1681), "Диоклетиан" (1682) и двухчастной оперы "Кара Мустафа" (1686). Сохранившиеся образцы музыки из его опер содержатся только в этих четырех сборниках, а его единственная сохранившаяся опера с речитативами и ариями - "Мечта о кекропах". Когда-то считалось, что это было возрождение в Гамбурге в 1680 году ансбахской постановки 1679 года. Происхождение партитуры Ансбаха и гамбургского исполнения остается неясным, хотя Браун (Braun, 1983) утверждает, что исполнение в Ансбахе состоялось, когда Франк вновь посетил эту страну в 1686 году, и что вскоре после этого в Гамбурге была заслушана сокращенная редакция произведения. В 1690 году Франк переехал в Лондон, где, как сообщается, давал аналогичные оперные представления. В последующие годы он участвовал в совместных выступлениях с Робертом Кингом, композитором, скрипачом и организатором концертов. Франк сочинил несколько английских песен, которые появились в лондонских журналах. Точная дата и место его смерти неизвестны, но в отчете в "Кимбрийской литературе" Меллера (Копенгаген, 1744) высказывается интригующее предположение, что он, возможно, был убит в Испании. Оперы Франка сыграли важную роль в формировании самобытности немецкой оперы в конце XVII века. Сохранившиеся данные свидетельствуют о том, что его оперы создавались в популярном стиле, сочетающем элементы венецианской оперы и французской музыки. Речитативы в "Дрее Техтере" очень выразительны, с активной гармонической поддержкой, предвосхищающей стиль ариозо, и четко отделены от арий, которые относятся к противоположным типам. Есть строфические песни, основанные на танцевальных ритмах, явно носящих популярный или фольклорный характер. Другие, часто строфические, стилистически являются немецкими, поскольку отражают дух, а иногда, вероятно, и саму мелодию хоралов. Третий вид арии, обычно гораздо более продолжительный и с указанием темпа "адажио", использует сильные эмоциональные диссонансы и драматические мелодические жесты, с риторическими вставками для выражения трагических или других печальных чувств. Как и в случае с ариями из венецианской оперы, Франк часто завершал свои арии короткими инструментальными вставками, повторяющими заключительную вокальную фразу (фразы). По-видимому, он был первым гамбургским оперным композитором, который использовал оркестр для сопровождения некоторых арий и вставлял короткие согласованные инструментальные пассажи, чтобы подчеркнуть особенно выразительную вокальную фразу. Также заслуживают внимания несколько случаев обращения к трубе. В то время как мелодическое письмо, как правило, имеет легкий, популярный оттенок, встречается много примеров более сложного вокального стиля, с длинными мелизматическими пассажами, которые кажутся скорее инструментальными, чем вокальными по своему характеру. Гармонический язык, очевидный по обилию континуальных фигур, демонстрирует эффективное использование экспрессивных, неподготовленных диссонансов и частых внезапных переходов от мажорных аккордов к минорным для риторического воздействия.
Ноты сочинений Иоганна Вольфганга Франка на сайте библиотеки IMSLP