Фуке, Пьер-Клод
ок.1694 - 1772
Назад
Пьер-Клод Фуке (Pierre-Claude Foucquet) - Французский композитор и органист
Родился в 1694 или начале 1695 года, Париже в 1694 или начале 1695 года; умер в Париже 13 февраля 1772 года).
Сын Пьера Фуке и Шарлотты Роллан. Он был самым выдающимся представителем этой семьи: он сменил Пироя в аббатстве Сент-Оноре после увольнения последнего и сменил своего дядю Антуана в аббатстве Сен-Виктор (до 1740 года). Впервые он упоминается как органист церкви Святого Евстафия в документах, опубликованных после смерти его матери (1741). 18 мая (или 18 июня) 1758 года он был назначен органистом королевской капеллы, сменив Дагенкура, а 17 апреля 1761 года он сменил Жолажа в Нотр-Даме на октябрьский квартал, его коллегами были Дакен, Бальбастр и Арман-Луи Куперен. Судя по описи, проведенной после его смерти, он жил в некотором комфорте. Его жена Сесиль Телинг, от которой у него было шестеро детей (четыре дочери и два сына), пережила его почти на четыре года. Биографические данные скудны, и его жизнь, безусловно, была очень спокойной. Если его официальные выступления в Нотр-Даме и особенно в королевской капелле принесли ему некоторое признание, то стоит отметить, что, по-видимому, он никогда не выступал на концерте "Спиричуэл" или на каком-либо публичном концерте. Сохранившихся произведений Фуке немного, и в них нет органной музыки. Хотя три книги по клавесину были опубликованы между 1749 и 1751 годами, явная разница между первой и последней предполагает, что они были написаны задолго до этого, как и предисловие к книге 1: Особое изучение органа и клавесина, которое я провел, побуждает меня поделиться с публикой плодами моих трудов. Я буду рад, если это первое эссе получит одобрение. Клавесин, так же как и орган, может выразить все то, что должна изображать хорошая музыка. Я попытался отразить это в нескольких произведениях, которые я сочинил и которые вскоре опубликую, чтобы предотвратить дальнейшее распространение некачественных копий. Первая книга содержит предисловие, методику изучения игры на клавиатуре за один урок, таблицы орнаментации и аппликатуры, а также восемь фрагментов с описательными названиями. По сравнению с таблицами Куперена, Рамо, Дандрие и Корретта, таблица орнаментов Фуке является наиболее информативной. Его аппликатура показывает, что он опытный преподаватель. Следующие фрагменты, все на букву G, менее оригинальны, чем в других книгах. Le feu отличается своим откровенно описательным стилем и виртуозностью. Вторая книга состоит из шести пьес на фонограмме и семи на ля, все с такими запоминающимися названиями, как "Марш певцов Цитер", "Время истекло" и "Разрушение", которые указывают на дух, в котором должна быть исполнена пьеса. В этой коллекции часто используется форма рондо, включая разнообразные рондо, такие как "Трудоголичка" и рондо на две темы, такие как "Сестра Аньес", предваряющие рондо-сонату. Третья книга состоит из трех частей: "Изменники", тема и вариации, за которыми следуют две группы пьес в сольфеджио и до-ца, каждая из которых содержит аллеманду, замечательную своим широким и величественным стилем и сложной гармонией. Менуэт на соль в конце книги не имеет никакого отношения к остальному содержанию. Оставаясь верным звучанию клавесина, Фуке не был равнодушен к современным тенденциям и использовал такие пианистические приемы, как арпеджио, длинные восходящие и нисходящие гаммы и эффекты аккордов. Эволюцию от старомодных, коротких бинарных форм к новым, более высокоразвитым троичным формам можно увидеть в его работах. Некоторые из его произведений, такие как "Сестра Аньес", "Гортензия" и "Аллеманды", заслуживают того, чтобы быть воскрешенными из небытия, чтобы осветить этот особенно счастливый период истории французской музыки.
Ноты сочинений Пьер-Клода Фуке на сайте библиотеки IMSLP