Форкре, Антуан
1672 - 1745
Назад
Антуан Форкре (Antoine Forqueray) - Французский композитор
Родился в 1672 году, Париж - умер 28 июня 1745 года, Мант.
Сын Мишеля Форкре (1650-1714/5), скрипача и учителя танцев, который поселился в Париже в 1670 году. В "Mercure galant" за апрель 1682 года записано, что в раннем возрасте Форкре удостоился чести... играть на бас-гитаре перед королем, чем так обрадовал его величество, что он приказал, чтобы кто-нибудь научил [Форкре] играть на бас-виоле … он извлек столько пользы из этих уроков, что … мало кто может сравниться с ним. Согласно его некрологу, он оставался при дворе в течение пяти или шести лет и получил образование вместе с придворными пажами. При дворе работало по меньшей мере шесть виолончелистов, в том числе Марин Марэ, но в нескольких источниках утверждается, что он учился только у своего отца, а д'Акуин отметил, что никогда не был учеником Марэ. Форкре часто развлекал короля во время трапез и был приглашен играть для иностранных послов. В конце 1689 года он стал ординарием королевской палаты. Ла Борд записал, что к 20 годам он был ‘самым опытным виолончелистом своего времени’. Он также приобрел репутацию педагога; среди его учеников были герцог Орлеанский (будущий регент) и его сын Людовик, изгнанные герцог Баварский и герцог Бургундский. В 1697 году он женился на Генриетте-Анжелике Уссу, дочери органиста и клавесинистки. Некоторое время они жили в резиденции принца Кариньянского, где родился Жан-Батист Форкре. Антуан вместе с женой давал концерты, но брак был неудачным: жена пять раз уходила от него, называя своего мужа вспыльчивым. Они расстались в 1710 году, после чего Антуан жил на широкую ногу, пренебрегая своей обедневшей семьей, пока ему не приказали обеспечивать их. В 1731 году он удалился в Мант. С его семьей произошло некоторое примирение, хотя он несколько раз менял свое завещание, чтобы исключить из него сына: в конце концов он оставил ему 20 000 ливров и несколько ценных виолончелей, хотя основная часть его состояния досталась его оставшейся в живых дочери. Современные исследования показывают Форкре как игрока исключительной виртуозности, живо интересующегося последними достижениями Италии. "Меркюр де Франс" (август 1738 года) описывает, как "он хотел исполнить на виоле все, что они [итальянские скрипачи] могли сделать на скрипке". Далее в отчете говорится, что он преуспел в своих амбициях, переведя их техническую акробатику в пассажи для виолы "с поразительной точностью"; это сделало его музыку "более пикантной и изысканной", чем у Марэ. Прежде всего, Форкере обладал блестящим даром импровизации; его некролог свидетельствует о его "живом и богатом воображении", а Ле Блан вспоминает, что он "притворялся причудливым, фантастическим и эксцентричным’. Регент продемонстрировал свою признательность за выдающиеся таланты Форкре, преподнеся ему щедрые подарки, в том числе покрывшие его долг в размере 100 000 ливров, полученный от спекуляций Миссисипской компанией. Хотя в некрологе Форкре говорится о "примерно 300 произведениях", сохранившихся от него, не считая книги пьес виолы, опубликованной его сыном в 1747 году, всего пять пьес виолы, две транскрипции Визе для теорбо, известно несколько танцевальных мелодий и рукопись для трех виол, приписываемая "Форкрою" (в кино). Эти произведения ограничены в гармоническом словаре, но демонстрируют любовь к виртуозности и восхищение использованием высоких регистров.
Ноты сочинений Антуана Форкре на сайте библиотеки IMSLP