Форкре, Жан-Батист-Антуан
1699 - 1782

Назад

Жан-Батист-Антуан Форкре (Jean-Baptiste-Antoine Forqueray) - Французский комплзитор

Родился 3 апреля 1699, Париж - умер 19 июля 1782 года, Париж. 

Сын Антуана Форкре. Как и его отец, который учил его, Форкре был вундеркиндом. Когда в возрасте пяти или шести лет он играл перед Людовиком XIV, двор был поражен "потрясающей техникой, которой он обладал в столь юном возрасте" (La Borde). Он страдал от пренебрежения и ревности своего отца, который около 1715 года заключил его в тюрьму Бисестр, а в 1725 году выслал из страны. К счастью, у него уже были влиятельные ученики (в том числе Ле Монфламберт), которые выступили в его поддержку и добились отмены приговора; Форкре вернулся во Францию в феврале 1726 года после двухмесячного изгнания. Позже в том же году Кванц отметил мастерство Форкре в малом хоровом оркестре Королевской академии; в 1727 году он гастролировал с Гиньоном в Ренне и Нанте. 29 июля 1732 года Форкерей женился на Жанне Нольсон и переехал жить с ней в дом ее шурина и опекуна Шевалье Этьена Букона. Букон был большим любителем всех искусств; его дочь Анна, которая, как и Жанна Нольсон, была искусной арфисткой, вышла замуж за Мондонвиля; Рамо также был членом семейного круга Буконов, как и Гиньон. В течение 1730-х годов Форкре регулярно выступал в доме фермье-генерала Феррана, а осенью 1737 года сыграл с композитором "Парижские квартеты" Телемана. Телеман с благоговением вспоминал в своей автобиографии: “Если бы только можно было описать словами, как чудесно играли квартеты Херрен Блаве, Гиньон, Форкре-сын и Эдуард”. После смерти Жанны Нольсон 22 декабря 1740 года (детей от этого брака не было) Форкерей 13 марта 1741 года женился на знаменитой клавесинистке Мари-Роз Дюбуа. Д'Акуин писал: "Все знают о талантах мадам Форкерей: ее репутация великолепна". 14 сентября 1742 года Форкре официально унаследовал должность своего отца при дворе, которую он занимал до 7 июля 1779 года. Современные описания его игры ставят его почти в один ряд с отцом, и д'Аквин действительно считал их совершенно равными. В 1760 году он, по-видимому, в значительной степени отошел от театральной деятельности и занялся новой карьерой - редактированием итальянских произведений для публикации; мадам Леклер оставалась его гравером. С 1 января 1761 года он получал придворную пенсию и после этого стал "ветераном королевской музыки". Он также работал на принца де Конти, выйдя на пенсию только после его смерти в 1776 году. На празднике, устроенном принцем в 1766 году, Эсперандиу, секретарь принца Фридриха Вильгельма Прусского, услышал игру Форкре. По просьбе Эсперандье Форкре отправил наследному принцу, играющему на виоле, пять писем, в которых содержались советы по приобретению лучших виолончелей, настройке виолончели, хорошей аппликатуре и технике игры на смычке (c1768, D-Bsb; facs. в книге "Виола игры: методы и традиции", под ред. Ж.-М. Фузо, Курле, 1997). Форкре отклонил просьбу о посещении принца в Потсдаме из-за плохого самочувствия; позже его разбил паралич. В 1747 году Форкре опубликовал книгу, посвященную его ученице принцессе Генриетте-Анне (дочери Людовика XV), под названием "Пьесы виолы для продолжающихся сочинений мистера Форкре–отца" (Париж, 1747). Авторство этих произведений Антуана Форкере остается загадкой, поскольку это прогрессивные работы, грандиозно задуманные в стиле, близком к стилю Леклера. В гармоничном плане пьесы полны уменьшенных и увеличенных аккордов, неаполитанских шестых, аккордов девятой и красочных прогрессий. В комментарии к публикации Форкерей признается, что сам добавил бас (и, следовательно, фигуры) и перебрал партию виолы. Три работы, которые, по его словам, принадлежат исключительно ему, отмечены звездочкой, но стилистически они неотличимы от остальных 29 работ, якобы выполненных Антуаном. Таким образом, остается неясным, в какой степени это работы отца или сына. Чтобы максимально распространить пьесы, Жан-Батист опубликовал их одновременно в версии для клавесина соло, возможно, выполненной Мари-Роз (1747). Эти идиоматические транскрипции коренным образом переосмысливают материал, шире используя контрапункт, басовые октавы и плавные арпеджированные басовые фигуры. Пьесы Форкре для виолы представляют собой кульминацию традиций французской виолы-виртуоза. Рассмотренные в сочетании с письмами, которые он написал принцу Фридриху Вильгельму, они предоставляют нам уникальный источник не только о технике игры на французской виоле середины XVIII века, но и об исполнении (безымянной) современной скрипичной музыки, в частности, Леклера и Гиньона. Форкре тщательно подбирал для своей музыки наиболее прогрессивные аппликатуры (в частности, используя высокие позиции на струнах и последовательности, в которых используются соответствующие аппликатуры), замысловатые итальянские смычки и орнаменты (с двумя типами вибрато). Самым поразительным из всего этого являются его эксперименты с семью различными тембрами (с использованием высоких позиций на басовых струнах) и 260 различными схемами аккордов, включая 42 различных аранжировки пониженных аккордов. Смелый творческий и индивидуальный подход свидетельствует о глубоком понимании потенциала виолы и гораздо больше вдохновляет современных французских скрипачей, чем таких исполнителей на виоле, как Долле или Ролан Марэ.

Ноты сочинений Жан-Батиста-Антуана Форкре на сайте библиотеки IMSLP