Форме, Николя
1567 - 1638
Назад
Николя Форме (Nicolas Formé) - Французский композитор, певец и священник
Родился 26 апреля 1567 года, Париж - умер 27 мая 1638 года, Париж.
Вероятно, он получил образование в хоровой школе Нотр-Дам в Париже. К тому времени, когда ему исполнилось 20 лет, "его способности как к музыке, так и к письму" были таковы, что 4 июля 1587 года он был принят в Сент-Шапель-дю-Пале в качестве клерка; в документе от 28 февраля 1590 года он назвал себя там рядовым певчим. В течение следующих двух лет орден неоднократно делал ему выговоры за пьянство, отсутствие умеренности и халатное отношение к своим обязанностям. С первого квартала 1592 года его имя фигурирует в архивах королевской капеллы в качестве главного мастера с окладом в 150 ливров. Одним из помощников, под началом которого он работал, был Эсташ Дю Карруа. Как только дю Карруа умер, 7 августа 1609 года, он сменил его на посту су-мэтра и композитора королевской капеллы, чередуясь с Эсташем Пико. Форме занимал обе должности до своей смерти; таким образом, в год своей смерти он смог написать в посвящении Людовику XIII своей мессы для двойного хора, что, помимо служения "покойному королю Генриху Великому в течение 18 лет", он провел "28 лет смиренного служения и постоянной преданности" в доме Людовика. Он был чувствителен и страстно предан музыке до такой степени, что падал в обморок, когда одно из его произведений исполнялось публично. Однако он также стремился к почестям и прибыльным бенефициям: в 1624 году король назначил его комендантом аббатства Нотр-Дам-де-Реклю в епархии Труа, хотя в 1634 году он подал в отставку в пользу своего племянника; а 11 ноября 1626 года он был назначен каноником церкви Святой Шапель. Помимо этих официальных привилегий, он усердно стремился к увеличению своего богатства за счет собственности, займов, поручительств и так далее, о чем свидетельствует его завещание, составленное в 1631 году, и список его имущества, составленный после его смерти. Сохранился текст его эпитафии. Многочисленные анекдоты о Форме иногда иллюстрируют его раздражительный, высокомерный и недисциплинированный характер, его распущенность и пристрастие к выпивке, а также энтузиазм, с которым высокопоставленные лица встречали его музыку. С одной стороны, например, он был в ссоре с другими канониками Сент-Шапель, потому что жил со своей любовницей в собственном доме. С другой стороны, Ришелье пригласил его руководить концертом в своем дворце, и Дюбуа де л'Эстурмьер, камердинер Людовика XIII, рассказал в своих мемуарах, как он рассказывал Людовику XIV об особой привязанности своего отца к песенке Формэ "Нет бога, который уничтожает душу" (которая утеряна). Можно также поверить сообщению Соваля о том, что после смерти Формэ Людовик XIII собрал его произведения и запер их в шкаф, ключ от которого был у него; возможно, именно благодаря этому сохранилась хотя бы часть его музыки. Соваль добавил, что впоследствии эти работы попали в руки Жана Вейо, "который обратил их себе на пользу’. Как композитор Формэ известен только по священным произведениям. В цитированном выше посвящении Людовику XIII своей знаменитой мессы, опубликованном в 1638 году, он гордился тем, что был первым французом, написавшим для двойного хора в венецианском стиле, но это пустая похвальба, поскольку до него это сделали несколько других, в том числе Ле Жен, Дю Карруа и д- Эмблвиль. Однако в этой мессе, а также в мотетах "Domine", "salvum fac regem" и "Ecce tu pulchra es, amica mea" он открыл новые горизонты в своем явном использовании концертантского стиля, противопоставив квартет солистов хору из пяти человек: этот стиль, частично фугальный, частично гомофонический, возвещает это один из великих песнопений Версаля. В партитуре нет упоминания об инструментальном сопровождении. Но кажется маловероятным, что в то время, когда континуо становилось все более популярным во Франции, такая принципиально современная музыка была задумана для исполнения а капелла. Более того, характер музыки подразумевает аккомпанемент, хотя сомнительно, чтобы использовались другие инструменты, кроме органа, из-за ограничений, которые церковь наложила на исполнение литургической музыки, особенно мессы. В рукописи сохранилась серия настроек Magnificat от Forme, основанных на восьми церковных тембрах. Разделы для четырех голосов чередуются с григорианским песнопением, что подтверждает, что произведения предназначались для литургического использования, возможно, в королевской часовне или Святой Шапели. Они написаны в основном простым слоговым стилем, который, однако, разнообразится имитационными вставками, основанными на распеве, и использованием контрастных вокальных групп. Сохранившаяся музыка Форме достаточно хороша, чтобы сожалеть об утрате других его произведений.