Фонтей, Николо
? - ок.1647

Назад

Николо Фонтей (Nicolò Fontei) - Итальянский композитор и органист

Родился в Орчано ди Пезаро - умер в 1647 году или позже, Верона или Венеция. 

Вероятно, он поселился в Венеции до 1634 года, к тому времени он был тесно связан с Джулио Строцци и Барбарой Строцци. Нет никаких свидетельств его отношений с ними после 1636 года, хотя он вполне мог быть одним из музыкантов, выступавших на собраниях Академии Унисони, которую Джулио Строцци основал в 1637 году. В январе 1638/9 года он был, согласно титульному листу своей книги 1638 года, органистом "in aede Sancte Mariae Cruciferorum" (предположительно Мария де Крочикьери, Венеция), и, возможно, примерно в это же время он вступил в священство. В посвящении к своему соч.5 (1640) он упомянул, что он и его музыка были благосклонно приняты в Вероне, но его формулировка не подтверждает вывод Гаспари о том, что он тогда жил там. Он определенно намеревался продолжить свою карьеру органиста в Венеции, так как 22 января 1640 года он соревновался с Джакомо Арригони, Кавалли и Монферрато за пост второго органиста в S Marco. Хотя он потерпел неудачу (должность была присуждена Кавалли), вполне вероятно, что он продолжал жить в Венеции, где его единственная известная опера была исполнена в 1642 году. Однако в 1645 году он все же переехал в Верону, где 13 мая сменил Симоне Завальоли на посту хормейстера собора и учителя послушников. Помимо отсутствия в период с апреля по ноябрь 1646 года, он оставался в Вероне до 1647 года и, возможно, умер там. Предположение Федерико Момпеллио, что он уехал в 1647 году, чтобы поступить на службу к герцогу Мантуанскому, похоже, основано на неоднозначной формулировке посвящения его соч.6. желание, которое он выразил там, чтобы его считали слугой герцога, по-видимому, является формой уважения к нему. обычная вежливость, а не призыв к новой работе. Фонтей написал для Барбары Строцци свои первые две книги " Поэтический пост Биззарри в музыке"; Джулио Строцци предоставил все тексты для первой книги и большинство из них для второй. Сольные арии, многие из которых с риторнелло для одного или двух инструментов, составляющие большую часть первой книги, характеризуются довольно неуклюжими, прерывистыми мелодическими фразами. Однако мелодичный стиль Фонтеи быстро развивался, и ко времени его соч.4 (1639) он смог с полной уверенностью исполнять чувственные строки венецианской тройной арии бельканто, как это можно увидеть, например, в арии с басом остинато с пометкой “aria over a ostinato” ("так медленно, как только можешь"), которая образует центральную часть плача La bella Erinna su le sponde. Его неизменное мастерство исполнения венецианской тройной арии также можно увидеть в его духовной музыке. Например, в сольном мотете Пеккави “О , кости Иисуса” три строфы, поставленные как строфические вариации в изысканном стиле бельканто, введены ариозо, которое включает намек на общее концитато в настройке фразы "квониам ирритави ирам туам". Хотя Фонтей писал светскую музыку только для одного, двух или трех голосов, оценка его духовной музыки охватывает более широкий диапазон: от сольных произведений - некоторых, таких как " Панегирик пуэри" соч.6, с облигато и дополнительными инструментами – до восьмичастной торжественной мессы ре минор в том же сборнике., который включает партии для континуо, две скрипки и еще три дополнительных, необязательных инструмента. Фонтей был пионером рондо или рефренных структур в светской вокальной музыке. Его сочинения " Золотая песня" и " Белта нон хо" (оба в соч.1), по-видимому, являются самыми ранними опубликованными примерами кантат рондо. Первый из них состоит из вступительной части, за которой следуют три строфы, заданные как строфико-басовая кантата; между строфами исполняются припев в двух частях и риторнелло. Каждая из трех строф дуэта Scorre amor, первые два сета в качестве соло и третий в качестве дуэта, завершаются тройным дуэтным припевом с пометкой "presto". Фонтей более свободно использовал структуру рондо в пасторальном диалоге Лидио и Лиллы, Лиллы, се Амор нон фугга, сложном произведении, имеющем значительные музыкальные достоинства. Учитывая его связи с Джулио и Барбарой Строцци, возможно, более чем случайно, что тема – контраст и взаимосвязь песни и слез, любви и страдания – напоминает тему так называемого "Контеса дель Канто и делле Лагриме", двух статей, прочитанных перед Академией дельи Строцци. Унисони и опубликованный в 1638 г. Хотя большая часть текста представлена в альтернативных ариозо и тройных разделах, в центре внимания находятся две строфические канцонеты: "Амор фра л канто и аскозо" и "Амор фра л дуол" асконде", спетые Лиллой.

Ноты сочинений Николо Фонтея на сайте библиотеки IMSLP