Фонтанелли, Альфонсо
1557 - 1622

Назад

Альфонсо Фонтанелли (Alfonso Fontanelli) - Итальянский композитор, придворный и государственный деятель

Родился 15 февраля 1557 года, Реджо-Эмилия - умер 11 февраля 1622 года, Рим. 

Его путешествия в качестве государственного деятеля позволили ему познакомиться со многими выдающимися итальянскими музыкантами того времени. Его сочинения и письма являются одними из наиболее важных документов ранней "второй практики". Раннее музыкальное образование Фонтанелли, по-видимому, получил у Гаспаро Пратонери (Спирито да Реджо), а не у Сальваторе Эссенги, как предполагалось ранее. Помимо музыки, Фонтанелли с раннего детства проявлял талант к литературе и ораторскому искусству, что сослужило ему хорошую службу как придворному и государственному деятелю. Он написал по крайней мере одну пастораль "Фавола" ("Корилла", 1596-1597, утрачена) и, несомненно, ряд лирических стихотворений (из которых до сих пор известны только два, напечатанные в Покатерре и Гуаско). Отец Фонтанелли, граф Эмилио Фонтанелли, умер в 1579 году, а в 1580 году Альфонсо женился на Веронике из рода Конти ди Корреджо; у них был один ребенок, который умер в младенчестве. Деятельность Фонтанелли в качестве слуги семьи Эсте началась в 1584 году, когда он помогал организовывать торжества по случаю официального визита феррарской герцогини Маргариты д'Эсте в Реджо. В том же году он стал маэстро камеры Альфонсо д'Эсте, маркиза Монтеккьо и дяди герцога Альфонсо II Феррарского; в 1586 году он перешел на службу к сыну маркиза Чезаре, будущему герцогу Моденскому. Служба при дворе Чезаре привела его в Рим в 1586 году и снова в 1587 году, во второй раз с деликатным поручением уладить дела погрязшего в долгах кардинала Луиджи д'Эсте (работодателя Маренцио), который умер в конце 1586 года. Это длительное пребывание в Риме, вероятно, привело его к знакомству не только с Маренцио, но и с другими римскими композиторами, работавшими в 1580-х годах. Предположительно, именно его умение управлять имуществом Луиджи (и, возможно, сообщения о его музыкальных способностях) стали причиной того, что в 1588 году он был приглашен в главный центр покровительства Эсте - ко двору герцога Альфонсо II в Ферраре. Его первые сохранившиеся композиции, вероятно, относятся к концу этого периода. Статус Фонтанелли как представителя двора Эсте, пользующегося все большим доверием, привел его в главные центры музыкальной деятельности Италии. В начале 1590-х годов зафиксированы неоднократные официальные визиты ко двору Гонзага в Мантуе, а также визиты ко двору Медичи во Флоренции в 1590 и 1592 годах. В 1591 и 1593 годах он возвращался в Рим вместе с герцогом Альфонсо, чтобы обсудить с папой Климентом VIII вопрос о престолонаследии Эсте в Ферраре. В 1594 году он сопровождал Карло Джезуальдо во время его визитов во Флоренцию, Венецию, Венозу и Неаполь в рамках поездок, связанных с женитьбой Джезуальдо на Элеоноре д'Эсте, сестре Чезаре. После смерти своей первой жены Фонтанелли в 1591 году женился на Марии Бьянколи. Его первая опубликованная книга мадригалов (1595) появилась вместе с группой мадригалов Луццаски, Джезуальдо и других неаполитанских музыкантов, изданных феррарским двором в 1594-1597 годах. В Ферраре в те годы разгорелся знаменитый спор между Монтеверди и Артузи по поводу диссонансной терапии, который привел к тому, что Монтеверди провозгласил seconda pratica. Во всех современных работах Фонтанелли упоминается как один из лидеров этого нового стиля, и предисловие Орацио Векки ко второму изданию первой книги Фонтанелли подтверждает, что его музыка была вовлечена в эту полемику (хотя, будучи дворянами, ни Фонтанелли, ни Джезуальдо, вероятно, не подвергались прямому влиянию Артузи атака). Герцог Альфонсо II умер бездетным в конце 1597 года, и герцогство Феррара вернулось к Церкви; Чезаре д'Эсте был вынужден удалиться в герцогство Модена и Реджо, дарованное семье империей. Фонтанелли последовал за двором в Модену и занял должность камерного мастера герцога Чезаре. Эта должность снова отправила его во Флоренцию (1599 и 1601), Рим (1600, с Орацио Векки, с которым он вернулся через Флоренцию) и Париж (1600). В ноябре 1601 года Фонтанелли был лишен своей собственности и ему было запрещено покидать территорию Эсте за убийство любовника своей жены. В начале 1602 года он поступил на службу к кардиналу Алессандро д'Эсте, младшему брату Чезаре, в качестве мажордома и эффективного главы римского дома (по слухам, очень роскошного) в те частые периоды, когда Алессандро бывал в Модене. В письме Фонтанелли от апреля 1603 года к своему другу и доверенному лицу Ридольфо Арлотти рассказывается о музыкальных вечерах по четвергам, которые Фонтанелли устраивал в римском дворце, на которых присутствовали многие из ведущих музыкантов города. В этот период появилась его вторая книга опубликованных мадригалов (1604). Предположительно, через посредство Алессандро и других влиятельных друзей Фонтанелли почти сразу же снискал расположение герцога Чезаре, официальным резидентом которого при папском дворе он стал в 1605 году. Фонтанелли продолжал много путешествовать и навещать музыкантов, где бы он ни находился. Кажется, он также продолжал сочинять музыку. В письме Марко да Гальяно сообщается, что Фонтанелли был во Флоренции в июне 1608 года, что его визит привел к непрерывному музицированию и что он порадовал тамошних музыкантов своими "обычными изысканными мадригалами" - предположительно неопубликованными. В первом десятилетии XX века Фонтанелли часто бывал при флорентийском дворе, где он был членом музыкальной академии изящных искусств. Он упоминается в предисловии к "Эвридике" Пери (1600) и посвящении к "Первоисточнику мадригалов" Дель Турко, а в марте 1608 года он стал крестным отцом одного из сыновей Пери. В конце ноября 1608 года Фонтанелли, по–видимому, поддавшись сильному давлению со стороны герцога Чезаре, жена которого была из семьи Медичи, занял должность мажордома и почетного кавалера при дворе эрцгерцогини Марии Маддалены Австрийской, недавно прибывшей жены принца и будущего великого герцога Флоренции Козимо II. 24 декабря того же года он был назначен главным капо и авторитом над всеми музыкантами двора Медичи. По-видимому, Фонтанелли был приглашен для того, чтобы попытаться утихомирить ожесточенную междоусобицу, разгоревшуюся среди музыкантов флорентийского двора, которая особенно разгорелась во время свадебных торжеств в октябре 1608 года. Вопреки тому, что сообщается в некоторых научных трудах, Фонтанелли, по-видимому, не принимал непосредственного участия в этих октябрьских торжествах, но был привлечен впоследствии для восстановления порядка и благопристойности в музыкальном заведении Медичи. Он оставался на этом посту до середины января 1610 года, когда в письме к своему другу Арлотти заметил, что "больше не может этого выносить’. В 1611-1612 годах Фонтанелли был направлен ко двору Испании в качестве резидента Эсте. В последующие годы он продолжал много путешествовать по Италии (Милан, Турин, Венеция, Рим), выполняя поручения двора Эсте. В письмах своего друга, поэта Алессандро Тассони, от 1615 года говорится о его новом пребывании в Риме, снова в кругу кардиналов Монтальто и Сципионе Боргезе, одних из самых богатых и влиятельных римских кардиналов. К началу 1617 года он стал все активнее участвовать в оратории Филиппини в Новой церкви (церковь Святой Марии в Валличелле), для которой он создавал музыку по крайней мере с 1620 года. В недатированном письме, относящемся к этому периоду, описывается его жизнь в то время, включая музыкальные визиты к кардиналам Эсте, дель Монте и Монтальто. В конце 1621 года Фонтанелли принял духовный сан. В письме Тассони от 5 марта 1622 года сообщается, что он умер от укуса насекомого, полученного в Оратории делла Кьеза Нуова. В официальном отчете о его смерти указана дата 11 февраля.

Ноты сочинений Альфонсо Фонтанелли на сайте библиотеки IMSLP