Фонтана, Джованни Баттиста
1589 - ок.1630
Назад
Джованни Баттиста Фонтана (Giovanni Battista Fontana) - Итальянский композитор и скрипач
Родился в 1589 году, Брешия - умер около 1630 года, Падуя.
Сведения о его жизни и творчестве ограничены несколькими документами, наиболее обширным из которых является предисловие к посмертному мемориальному изданию "Соната а 1. 2. 3. для скрипки, о корнетто, фаготто, читароне, виолончелисте и сравнении альтро истроменто" (Венеция, 1641). Сообщается, что он родом из Брешии, а также работал в Венеции, Риме и, наконец, в Падуе. Его смерть объясняли "свирепством эпидемии", свирепствовавшей в северной Италии в 1630-31 годах. Другой брешианец, Цезарио Гуссаго, посвятил ему сонату. О музыканте могут упоминаться и другие документы. В одном из них, в отчете об оценке имущества Джио Батта Фонтана за 1627 год, указано, что ему 38 лет, что он проживает в Падуе, и говорится о обширных связях с Брешией. Свидетельство о смерти, датированное 7 сентября 1630 года и относящееся к “Зан Батта Фонтана” в возрасте 50 лет, является единственным среди падуанских реестров смерти за 1625-1630 годы, в котором упоминается человек с таким именем (см. Барончини). Коллекция 1641 года включает шесть сонат для скрипки соло и континуо и 12 сонат для ансамбля из одной-трех скрипок и континуо, причем последняя группа часто включает технически сложную концертную партию для фагота или виолончели. Ни одно из отдельных произведений не может быть точно датировано: можно лишь утверждать, что они представляют собой сонатную композицию, вероятно, с момента ее создания примерно до 1630 года. Все они делятся на множество контрастных разделов; примерно в трети из них некоторые разделы повторяются, что наводит на мысль о форме арки. Повторяющиеся периоды часто уточняются с уменьшениями. За исключением нескольких коротких фрагментов, напоминающих стиль вокального речитатива, мелодический материал в целом близок к тому, что можно найти в канцонах и танцевальных пьесах того периода. В некоторых из этих произведений встречается нервный, пестрый ритмический стиль; например, шестая соната изобилует внезапными всплесками уменьшений и троек. Лежащий в основе контрапунктический и гармонический словарь довольно консервативен, а басовая партия часто является обычной голосовой партией, а не по-настоящему аккомпанирующей. Такие произведения, как сонаты 5, 6 и 16, показывают, что Фонтана был ведущей фигурой в раннем развитии сонаты, особенно сонаты соло, в которой он и Марини были первыми важными композиторами.
Ноты сочинений Джованни Баттисты Фонтаны на сайте библиотеки IMSLP