Фоджа, Франческо
1604 - 1688

Назад

Франческо Фоджа (Francesco Foggia) - Итальянский композитор

Родился в 1604 году, Рим - умер 8 января 1688 года, Рим. 

Он был одним из самых выдающихся маэстро капеллы в Риме XVII века, служил во многих самых престижных хорах города и широко публиковал церковную музыку. Он учился пению в хоре иезуитской церкви Сан-Аполлинаре под руководством Оттавио Каталано и, возможно, Антонио Чифры. Он также получал наставления от других выдающихся римских мастеров, в том числе от братьев Нанино и Паоло Агостини (на дочери которых он женился в 1631 году). В начале своей карьеры он работал за пределами Рима (что было типично для начинающих римских музыкантов, которые должны были проявить себя за пределами города), служа в 1620-х годах при дворах курфюрста Фердинанда Максимилиана в Кельне, герцога Максимилиана I Баварского в Мюнхене и эрцгерцога Леопольда Австрийского в Брюсселе. После возвращения в Италию он стал маэстро ди капелла соборов Нарни и Монтефьясконе. Выплаты за 1628 год свидетельствуют о том, что он работал в церкви Святой Марии в Аквиро, Рим, а с 1634 по 1636 год он служил там в знаменитом хоре церкви Святой Марии в Трастевере. В 1637 году он был назначен на престижную должность маэстро ди капеллы Сан-Джованни-ин-Латерано, и в его контракте было указано, что он может оставаться на этом посту пожизненно. Хотя в 1661 году он ушел на аналогичную должность в Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, именно во время его длительного пребывания в Сан-Джованни Фоджа зарекомендовал себя как композитор и маэстро. Между 1645 и 1681 годами он опубликовал множество томов мотетов, месс и других литургических произведений в то время, когда музыкальное издательство в Италии переживало трудные времена. Некоторые из его произведений были переизданы, многие отдельные композиции были отобраны для сборников, а инвентарные списки показывают, что многие капеллы в Папской области, Тоскане и Германии исполняли его произведения по рукописям. Он неоднократно избирался главой Музыкальной конгрегации и пользовался большим спросом как руководитель праздничных мероприятий в небольших церквях, часто сопровождавшихся сложными музыкальными постановками. Он также несколько раз выступал в качестве маэстро на великопостных церемониях в оратории "Санта-Крочифиссо" по просьбе герцога Альтемпса. Среди его учеников, сыгравших важную роль в следующем поколении римских музыкантов, были Дж.Б. Бьянкини, Дж.О. Питони и его собственный сын Антонио Фоджа. Возможно, именно ради Антонио старший Фоджа-старший в 1677 году совершил свой последний карьерный переход в церковь Святой Марии Маджоре: в его контракте было указано, что Антонио будет его ассистентом, а затем сменит его на посту маэстро после его смерти. Достижения Фоджи как композитора церковной музыки были признаны его современниками, в том числе Антимо Либерати, который в целом отмечал его владение различными стилями и, в частности, его способность радовать слух как ученых, так и невежд. Участие Фоджи в создании оратории "Крочифиссо" привело к появлению двух работ, которые с уверенностью можно отнести к его перу ("Давид беглый на лице Саула и Товии"), и нескольких других, которые в свое время приписывались ему. Как и другие римские оратории середины века, эти произведения представляют собой легкую смесь речитатива, ариозо и случайного написания арий, но, благодаря его полифоническому мастерству, вклад хора и ансамбля в его произведениях несколько более заметен, чем в произведениях его современников. Небольшие мотеты Фоджи для двух или трех голосов и continuo демонстрируют острое чувство концертного стиля: например, в "Скорби" (соч.3, 1650) для двух сопрано, как правило, удачно сочетаются последовательные движения между двумя голосами, пассажи параллельных терций и намеки на подражательный стиль. развитие. Однако подлинной силой его творчества являются сочинения для полного состава хора - вечерние псалмы, марианские антифоны, литании, мессы и приношения, подчеркивающие основную деятельность Фоджи как церковного музыканта. В этих работах он неизменно сочетает контрапунктическое мастерство с неотразимым ритмическим и гармоническим чутьем. Часто встречаются подражательные вступления к массовым движениям, но мотивы четко отточены с точки зрения ритма и тональной направленности, а мощные трехметровые пассажи часто создают метрический контраст. Фоджа также время от времени использовал новейшие формальные разработки; например, в его "Мессе ликования Божия" (соч.15, 1672) используется бас остинато. Композиционная ориентация Фоджи кажется преимущественно полифонической и, вероятно, оправдывает утверждение Мартини о том, что он был последним композитором "римской школы", основанной Палестриной.

Ноты сочинений Франческо Фоджа на сайте библиотеки IMSLP