Фишер, Иоганн Кристиан
1733 - 1800)

Назад

Иоганн Кристиан Фишер (Johann Christian Fischer) - Немецкий гобоист и композитор

Родился в 1733 году, Фрайбург - умер 29 апреля 1800 года, Лондон. 

По словам Берни, он "воспитывался в одной из обычных школ для чтения … где все дети учатся музыке, чтению и письму, как само собой разумеющемуся, и учатся играть на скрипке. Сначала он обратился к игре на гобое "ради спорта", но обнаружил, что "он может лучше выразить свои чувства с помощью трости, чем смычка", и пошел учиться к Алессандро Бесоцци (II). В 1757 году он исполнил концерт для гобоя соль мажор Бесоцци в Варшаве и примерно в то же время написал концерт для флейты и два концерта для гобоя. С 1760 года Фишер был членом капеллы Августа III, короля Польши, в Дрездене; после роспуска капеллы в 1764 году он отправился в Берлин и поступил на службу ко двору Фридриха Великого, которому аккомпанировал на флейте, предположительно на клавишном инструменте, в течение четырех часов в день в течение месяц. Позже в том же году он отправился в Мангейм и выступил на концерте Spirituel в Париже (получив сенсационные отзывы), а в 1765 году был в Гааге, где его услышала семья Моцартов. После поездок в Германию и Италию он некоторое время был членом оркестра Дрезденской оперы (1766), а затем еще раз при дворе Фридриха Великого в Берлине (1767). После дальнейших путешествий по Франции и Нидерландам он прибыл в Лондон. Его первый концерт там, состоявшийся 2 июня 1768 года, примечателен тем, что в него вошло первое сольное публичное исполнение И.С. Баха на недавно изобретенном фортепиано. Вскоре Фишера пригласили выступать с концертом каждый вечер в Воксхолл-Гарденс, и, по словам Берни, его игра была такой, что гобоист с Друри-Лейн Джон Парк "бросал свой пост и терял половину своей ночной зарплаты, чтобы бежать в Воксхолл послушать его’. В 1774 году он присоединился к камерной группе королевы Шарлотты вместе со своими соотечественниками И.С. Бахом и Абелем, хотя его официальное назначение состоялось только в 1780 году. Он выступал на концертах Баха-Абеля, где, по словам Берни, только Фишеру "разрешалось сочинять самому, причем в стиле настолько новом и причудливом, что с точки зрения изобретательности, а также тона, вкуса, экспрессии и аккуратности исполнения, его произведение всегда считалось одним из лучших. одно из величайших удовольствий этого вечера, и оно было услышано с соответствующим восторгом’. Фишер оставался в Лондоне до конца своей жизни, совершив лишь несколько поездок за границу, включая концертные туры в Дублин в 1771 и 1776 годах. В 1780 году он женился на старшей дочери Томаса Гейнсборо Мэри, к огорчению художника и лишь с его неохотного одобрения (см. иллюстрацию): брак был недолгим. Его выступление на концерте в честь Генделя в 1784 году получило высокую оценку Георга III, и в 1786 году он отправился из Лондона в турне по Европе в сопровождении великого мангеймского гобоиста Фридриха Рамма. Моцарт снова услышал его игру в Вене в 1787 году: его негативная критика выступления Фишера резко контрастирует со всеобщими похвалами. Фишер продолжал активно выступать в течение следующих 14 лет. Он умер (по словам Берни) от апоплексического удара во время выступления перед королевской семьей. На смертном одре он завещал все свои рукописи королю. В этих рукописях сохранились каденции и обработки нескольких ранних концертов, а также двух неопубликованных концертов. Хотя Фишер и сочинял камерную музыку, большинство его произведений были концертами, написанными в основном для его собственного исполнения. В его ранних произведениях много последовательного текста, с частой сменой тембра и заметным отсутствием периодической структуры. Однако в его первых лондонских концертах использование последовательности гораздо более ограничено, а организация регулярных частей с контрастными мотивами более четкая. Некоторые из более поздних концертов отходят от стандартной трехчастной структуры "быстро-медленно–быстро" и включают популярные песни. Финал рондо из его первого концерта стал предметом многочисленных вариаций для клавишных, в том числе в исполнении Моцарта. Фишер обычно не использовал экстремальные возможности гобоя. Однако в неопубликованном концерте фа мажор и первая, и вторая части содержат низкие ноты в партии гобоя соло. Это самое раннее известное использование этой ноты для гобоя: нет никаких других свидетельств того, что инструмент мог взять эту ноту до того, как Флот добавил соответствующую тональность, более чем через 40 лет после написания концерта. Несколько лондонских концертов Фишера были опубликованы в клавишных переложениях И.С. Баха, Хуберехтса и Шретера.

Ноты сочинений Иоганна Кристиана Фишера на сайте библиотеки IMSLP