Фишер, Иоганн Каспар Фердинанд
1656 - 1746

Назад

Иоганн Каспар Фердинанд Фишер (Johann Caspar Ferdinand Fischer) - Немецкий композитор

Родился 6 сентября 1656 года, Шенфельд, Карловы Вары - умер 27 августа 1746 года.

Его вокальные сочинения в итальянском стиле, литургические органные произведения в немецкой традиции, а также оркестровые и клавишные произведения под влиянием Люлли отличались высоким качеством и оказали влияние на поколение композиторов до И.С. Баха, о чем свидетельствуют ссылки на Фишера в предисловии к сборнику И.А. Шмирера "Музыкальный зодиак" (1698), в энциклопедических статьях Т.Б. Яновки (1701), Маврикия Фогта (1719) и И.Г. Вальтера (1732).

Фишер происходил из семьи ремесленников и посещал пиаристскую гимназию или, по крайней мере, ее выпускной класс в Шлакенверте в Эгерланде, резиденции герцога Юлиуса Франца Саксен-Лауэнбургского. Должно быть, он также получил там хорошее базовое музыкальное образование, поскольку Орден пиаристов исполнял современную музыку в своих школах и церквях и ожидал активного участия своих членов. Возможно, впервые его обучали композиции капельмейстеры и придворные музыканты Иоганн Хенель и Августин Пфлегер, а также Георг Блейер. Поскольку герцог Юлиус Франц посылал одаренных музыкантов для дальнейшего обучения в другие места и имел связи с Дрезденским двором, Фишер, возможно, приобрел свои высокие навыки контрапункта у Кристофа Бернхарда в Дрездене. Нет никаких свидетельств того, что он когда-либо учился у Люлли в Париже. Произведения Люлли были известны и исполнялись в Богемии по печатным партитурам и во время визита Георга Маффата в Прагу в 1677 году. Фишер мог бы тщательно изучить их во время своих поездок в Прагу и в замок Раудниц на Эльбе в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.
В 1689 году или ранее герцог Юлиус Франц назначил Фишера преемником Пфлегера на посту капельмейстера в Шлакенверте; его имя фигурирует с этим титулом в финансовых отчетах, касающихся свадеб двух принцесс в 1690 году. После раздела государства в конце 1690 года Фишер, возможно, был назначен Хофкапельмейстером маркграфу Людвигу Вильгельму Баденскому. Маркграф женился на наследнице Шлакенверта, принцессе Сибилле Августе, и поселился там во время войны с Францией. В названиях его печатных работ, начиная с 1695 года, есть явные свидетельства местонахождения Фишера. Двор переехал в Раштатт в 1705 году, но из-за сокращения персонала в годы войны Фишер не сопровождал его. Только в октябре 1715 года, после того как в городе был основан фонд пиаристов, ему наконец дали там должность, которую он занимал до своей смерти.
Связь Фишера с Аугсбургской издательской фирмой Лоренца Кронингера и Готлиба Гебеля, выпустившей его рукописи 1, 2, 3 и 5, вероятно, была обеспечена соборным органистом Иоганном Шпетом, сыном школьного учителя из Шпайншарта, где находился Премонстратский монастырь. Шпет, возможно, познакомился с Фишером в премонстратском монастыре Тепла недалеко от Мариенбада, граничащем с поместьями Шлакенворт. В 1694 году он представил 1 опус Фишера соборному капитулу Аугсбурга, а в 1701 году - 3 опус, и в письме упомянул о внесении исправлений в 3 опус. В 1691 году Фишер женился на Марии Франциске Макасин, дочери мэра Иоахимсталя. Происхождение его молодой жены и личности крестных родителей его детей свидетельствуют о том, что он пользовался большим уважением в тех кругах, куда он переехал. После ранней смерти своей первой жены в 1698 году Фишер женился повторно, вероятно, в начале 1700 года, и этот брак продлился до 1732 года.
Церковные произведения, оперы и сочинения для придворных празднеств, написанные Фишером в Раштатте, утеряны; сохранились только некоторые тексты. Два сборника сочинений для клавишных инструментов были опубликованы без номеров опусов. Фишер, возможно, познакомился с гравером и издателем Иоганном Кристианом Леопольдом Аугсбургским по поводу 23 гравюр в стиле шинуазри, выполненных в замке Эттлинген в Бадене в январе 1729 года. Замок Эттлинген был резиденцией маркграфини Сибиллы Августы в ее последние годы, и на одной из серий гравюр изображена придворная капелла в китайском костюме. Каталог произведений Леопольда (в Баварской государственной библиотеке, Мюнхен) указывает на то, что две коллекции Фишера, " Прелюдии и фуги для органа" и "Музыкальный Парнас", должны были появиться самое позднее в 1736 году (а не в 1738 году, как предположил Э.Л. Гербер для "Музыкального Парнаса"). Том органной музыки под названием "Блюмен Штраус" был переизданием "Прелюдии и фуги".

Ноты клавирных сюит Фишера значились в коллекции самого Иоганна Себастьяна Баха, который высоко ценил творчество современника. Впрочем, как и Гендель. По мнению некоторых исследователей, влияние Фишера на музыку Иоганна Себастьяна можно обнаружить в «Хорошо темперированном клавире», где основной форме фуги предшествует импровизационная прелюдия.

https://imslp.org/wiki/Category:Fischer,_Johann_Caspar_Ferdinand

Ноты сочинений Иоганна Каспара Фердинанда Фишера на сайте библиотеки IMSLP