Фингер, Готфрид
ок.1660 - 1730

Назад

Готфрид Фингер (Gottfried Finger) - Моравский скрипач и композитор

Родился около 1660 года, Оломоуц - умер 31 августа 1730 года, Мангейм. 

Георг Фингер, его отец или брат, был кантором в церкви Святого Морича в Оломоуце. Готфрид, предположительно, состоял на службе у принца-епископа Карла Лихтенштейна-Кастелькорна, поскольку сочиненные и скопированные им пьесы сохранились в музыкальной коллекции принца-епископа в Кромержиже. Согласно Риману, Фингер находился в Мюнхене в 1682 году, а весной 1687 года он был в Лондоне: он получил должность в новой католической часовне Якова II по ордеру от 5 июля 1687 года, датированному 25 марта. В 1688 году он опубликовал свое сочинение №1, которое посвятил Якову II, заявив, что музыка предназначалась для использования в католической часовне. Фингер не последовал за королем в изгнание в 1688 году, а остался в Лондоне и начал успешную карьеру фрилансера. Он начал с публикации трех сборников легкой и мелодичной музыки, рассчитанных на любителей: VI сонат или Соло (1690), первого изданного в Англии сборника сонат для инструментов соло и континуо, сборника избранных произведений (1691) и сборника музыкальных произведений в двух частях (1691). Последний был опубликован Джоном Банистером, который добавил собственную сюиту из четырех частей. Фингер сочинил оду в честь Дня святой Чечилии в 1693 году и давал концерты с Джованни Баттистой Драги в Йорк Билдингс, по крайней мере, с ноября 1693 года. Карьера Фингера в театре, по-видимому, началась в 1695 году, когда Томас Беттертон и его коллеги отделились от Объединенной труппы и начали выступать в Линкольнс-Инн-Филдс. Он написал сюиту и песню для их первой постановки "Любовь за любовь" Конгрива (30 апреля 1695 года) и участвовал еще по меньшей мере в семи постановках в период с того времени по весну 1697 года. Ничего не известно о его деятельности в период с 8 апреля 1697 года по 17 февраля 1699 года, когда в его честь в Йорк-Билдингс был дан "Концерт вокальной и инструментальной музыки в итальянской манере". Возможно, он проводил время за границей, во Франции или Италии: его музыкальная библиотека была объявлена в лондонской газете 1 декабря 1704 года как "Отборное собрание вокальной и инструментальной музыки на итальянском, французском и английском языках, написанное несколькими великими мастерами (итальянская музыка в большинстве своем оригинальная)". По возвращении Фингер снова окунулся в театральную жизнь Лондона, сочиняя музыку к пьесам и полуоперам, поставленным труппой Кристофера Рича в театре "Друри-Лейн", хотя его карьера в Англии резко оборвалась вскоре после того, как он принял участие в конкурсе на постановку спектакля-маски Конгрива "Суд Парижа" и вернулся в Лондон. четвертый, поставленный Джоном Уэлдоном, Джоном Экклзом и Дэниелом Перселлом; его постановка состоялась в Дорсетском саду 28 марта 1701 года, а затем с тремя другими исполнителями 3 июня. По словам Роджера Норта, "проиграв дело", Фингер "заявил, что он ошибался в своей музыке, поскольку думал, что его должны судить мужчины, а не мальчики, и после этого покинул Англию, и с тех пор его никто не видел’. К декабрю он был в Вене, где британский посол сообщил, что, несмотря на недовольство герцога Сомерсета тем, что он был неравнодушен к "Экклзу и Уэлдону", он планировал поставить постановку Экклза в Гамбурге. В 1702 году Фингер находился в Берлине на службе у королевы Пруссии Софии Шарлотты, где, по словам Вальтера, он сочинил "еще несколько немецких опер". В этот период Роджер Амстердамский издал ряд его инструментальных сборников. К 1706 году он уже находился в Бреслау на службе у герцога Карла Филиппа Нойбергского, младшего брата курфюрста Пфальцского. Он оставался на службе у Карла Филиппа до конца своей жизни; в октябре 1707 года он стал камермузыкантом в Инсбрукской хофкапелле, а в 1708 году дослужился до должности концертмейстера. В том же году Фингер вернулся в Берлин, где были поставлены его оперы "Зиг Шенхейт перед смертью" и "Роксана и смех Александра". По-видимому, он сохранил свой пост концертмейстера, когда следовал за двором в Нойберг-на-Дону в 1717 году, в Гейдельберг в 1718 году и в Мангейм в 1720 году. Последние годы жизни Фингер в основном посвятил сочинению камерной музыки и сценических произведений для придворных в Мангейме и Дюссельдорфе. В 1723 году его имя исчезло из судебных записей Мангейма. Фингер был виртуозом игры на бас-виоле, и в 1695 году его назначили преподавать игру на этом инструменте в несостоявшейся Королевской академии. Он не опубликовал ни одной сольной музыки для бас-виолы, но рукописные источники свидетельствуют о том, что он был одним из самых выдающихся композиторов для этого инструмента своего времени. Его произведения включают сонаты и сюиты для одной, двух и трех виолончелей, а также трио со скрипкой, виолеттой или баритоном – самые ранние из сохранившихся ансамблевых произведений для этого инструмента. Он смело и оригинально писал для виолы, а также популяризировал в Англии центральноевропейский тип ансамблевой сонаты с его щекочущими слух сочетаниями труб, гобоев, магнитофонов, струнных и континуо. На него оказали сильное влияние его соотечественники; своим мастерством игры на трубе он особенно обязан П.Я. Вейвановскому. Фингер был плодовитым, но неровным композитором. В своих лучших произведениях – таких, как некоторые из его английских театральных сюит – он создал эффектный синтез перселлианского языка с народными и причудливыми элементами музыки его родной Моравии.

Ноты сочинений Готфрида Фингера на сайте библиотеки IMSLP