Фестинг, Майкл Кристиан
1705 - 1752

Назад

Майкл Кристиан Фестинг (Michael Christian Festing) - Английский композитор и скрипач

Родился 29 ноября 1705 года, Лондон - умер 24 июля 1752 года, Лондон. 

Он был сыном Джона и Элизабет Фестинг, и вполне возможно, что семья имела какое-то отношение к Грос-Фестину, расположенному недалеко от Штральзунда в Шлезвиг-Гольштейне, Германия. Джон Фестинг, один из его братьев, играл на флейте и гобое и оставил после себя значительное состояние, которое он заработал в основном преподавательской деятельностью. Считается, что он и есть тот музыкант, который изображен на картине Хогарта "Разъяренный музыкант" (1741, сейчас находится в галерее Тейт, Лондон). Майкл Кристиан Фестинг был прежде всего скрипачом-виртуозом. Игре на скрипке его обучал сначала Ричард Джонс, а затем Франческо Джеминиани. Фестинг, в свою очередь, давал уроки игры на скрипке, одним из его учеников был Томас Арне. Вполне вероятно, что обнаруженная в 1993 году рукопись, содержащая три скрипичных соло Фестинга op.4, принадлежала одному из его учеников. Его первое публичное выступление состоялось 6 марта 1723 года в лондонском клубе Hickford's Room, а первое упоминание о музыке, сочиненной им, встречается в рекламе концерта в 1726 году. В 1729 году он выступал в Йорк-Билдингс на Вильерс-стрит, а его первое опубликованное сочинение "Двенадцать соло для скрипки и контрабаса", соч.1, посвященное графу Плимутскому, появилось в следующем году. 4 ноября 1726 года он сменил Джеймса Мура в королевском мюзикле. О его тесной связи с королевским двором свидетельствует появление трех серий менуэтов по случаю дня рождения правящего монарха, каждая из которых "исполнялась на балу при дворе’. Фестиваль также был тесно связан с любительскими музыкальными обществами, самое раннее из которых собиралось в таверне "Лебедь" в Корнхилле. Он был членом Академии старинной музыки, но они с Морисом Грином отказались от дела Бонончини–Лотти в 1731 году и основали Академию Аполлона в таверне Дьявола. По словам Берни, Фестинг был директором оркестра в итальянском оперном театре в 1737 году; однако Хокинс утверждал, что Джон Клегг стал руководителем. В 1738 году Фестинг и группа его коллег основали Фонд поддержки разорившихся музыкантов и их семей, позже известный как Королевское общество музыкантов; в течение многих лет он был почетным секретарем. Все известные музыканты того времени, включая Генделя, стали его участниками. Когда в 1742 году были открыты сады Ранелаг, Фестинг был назначен музыкальным руководителем, который создавал композиции и руководил оркестром в течение следующих десяти лет. У него было двое сыновей и две дочери; Майкл (р. 1725) женился на Кэтрин, дочери Мориса Грина. Произведения Фестинга в целом демонстрируют четкую линию развития от барокко к галантному стилю. В ранних инструментальных пьесах используются басовые партии, октавные каноны и фугальные обработки. Его творчество в целом более авантюрное, чем у Джеминиани, хотя в некоторых отношениях между этими двумя композиторами можно провести близкие параллели. В частности, виртуозные импровизационные пассажи, отражающие влияние Джеминиани, доходят до ремы, которая в то время считалась верхней границей регистра скрипки. Фестинг последовал примеру Джеминиани в его сложной и детальной проработке сольных партий; что еще более необычно, басовые партии (особенно в трио-сонатах) обильно украшены смычками, фразировкой и орнаментами. Все работы Фестинга содержат неожиданные и необычные модуляции. Часто встречаются изменения тональности в сторону повышения или понижения, а другие драматические модуляции отражают испанские гармонии Доменико Скарлатти. Некоторые вокальные композиции Фестинга были написаны для Ranelagh, а другие были исполнены в Академии Apollo. Большинство кантат гомофонические, с оркестровым сопровождением и включают арии с бинарной структурой. Во многом они напоминают кантаты Джона Стэнли. Его "Ода о возвращении герцога Камберлендского" особенно примечательна тем, что в ней используется полный состав барочного оркестра, включая литавры, трубы, гобои и валторны. Его ода, посвященная дню святой Цецилии, отражает влияние оратории Генделя "Праздник Александра". Его оды и кантаты получили свое значение благодаря тому, что они отошли от итальянской традиции; использование расширенных форм арий, изобретательная оркестровка и образное использование драматических жестов выдают характерные черты английского языка.

Ноты сочинений Майкла Кристиана Фестинга на сайте библиотеки IMSLP