Ферретти, Джованни
1540 - 1609
Назад
Джованни Ферретти (Giovanni Ferretti) - Итальянский композитор
Родился в 1540 году - умер после 1609 года.
Возможно, он родился в Венеции или, учитывая его раннюю карьеру, в Анконе, но документальных подтверждений этому нет. Впервые он упоминается как маэстро ди капелла в кафедральном соборе Анконы в 1575 году, и, возможно, он был там еще в 1579 году; он был в Санта-Каса, Лорето, с июля 1580 по июль 1582 года. После службы в качестве маэстро в Гемоне с октября 1586 по декабрь 1588 года и в Чивидале-дель-Фриули в 1589 году он вернулся в Санта-Каса в качестве маэстро с октября 1596 по октябрь 1603 года. Включение его работы в преимущественно римскую коллекцию позволяет предположить, что в то время он жил в Риме, и его контакты с римлянами, по-видимому, были сильными с конца 1560-х годов. Вторая книга "Канцони алла Наполитана" (1569) посвящена дворянину из близлежащей Мачераты, а том "Канцони" 1575 года - Джакомо Бонкомпаньи, которому Палестрина впоследствии посвятил свой первый сборник мадригалов (1581). Кроме того, Ферретти был одним из авторов коллекции, составленной в 1586 году в честь невесты Джованни де Барди (1586). Самыми успешными и влиятельными работами Ферретти были его ранние "Наполитаны", которые пользовались популярностью к северу от Альп, уступая, пожалуй, только более легким пьесам Маренцио и пятиголосным балетам Гастольди; они переиздавались там вплоть до 1634 года. Несмотря на названия его семи книг, лишь немногие из них являются настоящими вилланеллами, за исключением формы; большинство из них представляют собой аранжировки более ранних неаполитанских канцони на три голоса, в которых традиционный стиль этих моделей сочетается с мадригальскими влияниями. И не все его тексты написаны на неаполитанском: "Что касается самих Селамелех" (из "Первоисточника канцони и ее голосов"), посвященного битве при Лепанто (1571), содержит нападки на султана на далматинско-венецианском диалекте. Это стихотворение, характерное для многого из того, что появилось после победы, ранее распространялось в виде поэтических брошюр, напечатанных в Венеции. В ранних книгах все еще часто прослеживаются музыкальные особенности вилланеллы (переплетенные мотивы и эмоциональные окончания таких пьес, как "Любовный роман" из второй книги, изд. у Эйнштейна они нетипичны), но более поздние произведения, и особенно те, что из второй шестиголосной книги, выдержаны в тоне и риторике серьезного мадригала. Из всех его сборников этот наиболее близок к стилю мадригала (примечательно, что он единственный, в котором на титульном листе нет надписи "alla napolitana"); из 21 его произведения три являются подлинными мадригалами (содержат более длинные и серьезные стихи, чем в традиционных сборниках). канцони), один из которых представляет собой маскарату, а другой - диалог. Последнее, Su, su, su non più dormir, является непристойным текстом, к которому Ферретти относится с притворной серьезностью. Своим полифоническим звучанием, текстурными контрастами и использованием изобразительных приемов это произведение уже само по себе свидетельствует о взаимозависимости легкого и серьезного стилей - важной особенности 1580-х годов и, в частности, творчества Джузеппе Каймо и Джироламо Конверси. К тому времени стилистические различия между канцони и мадригалами практически исчезли. "Наполитана" Ферретти, особенно ранние книги, переиздавались и вызывали восхищение в Антверпене, Нюрнберге и особенно в Англии. Если, как предположил Керман, решающее влияние Морли на английский мадригал, по сути, является влиянием классического итальянского стиля канцоне, то именно в нем произведения Ферретти, наряду с Орацио Векки, являются наиболее важными элементами. Морли с готовностью признал, что он в долгу перед музыкальными и текстовыми моделями Ферретти, “который, как и следовало ожидать, вложил в это большую часть своих исследований”.
Ноты сочинений Джованни Ферретти на сайте библиотеки IMSLP