Феррари, Бенедетто
1603 или 1604 - 1681

Назад

Бенедетто Феррари (Benedetto Ferrari) - Итальянский либреттист, композитор, инструменталист, импресарио и поэт

Родился в 1603 или 1604 году, Реджо-Эмилия - умер 22 октября 1681 года, Моден. 

Вместе с Франческо Манелли он основал традицию публичных оперных представлений в Венеции. Большинство биографов, следуя примеру Тирабоски, называют датой рождения Феррари примерно 1597 год. Тирабоски вывел эту дату из своего прочтения "libri camerali" из Модены, в котором говорится, что Феррари умер в 1681 году в возрасте 84 лет. Он подкрепил свой вывод (необоснованным) предположением о том, что портрет с надписью "aetatis ann. XXXX", появившийся в издании "Андромеды" 1644 года, мог быть воспроизведен с первого издания либретто (1637). Сохранился более ранний портрет, в первом издании "Фаволы молниеносного мага" (1638), в котором возраст Феррари указан как 34 года; таким образом, обе надписи указывают на дату рождения - 1603 или 1604 год, и это, по-видимому, подтверждается самыми ранними свидетельствами карьеры Феррари как музыканта. С 1617 по 1618 год он был членом хора коллегии Германико в Риме. Немногочисленные упоминания о нем в архивах колледжа за эти годы позволяют предположить, что он все еще был мальчиком из церковного хора, поскольку в них зафиксированы выплаты ректору колледжа за его одежду и оплату его поездок в Парму (и однажды за спасение его отца из тюрьмы). К 17 июля 1618 года он покинул хор и с 1 января 1619 года по 31 марта 1623 года работал музыкантом при дворе Фарнезе в Парме. Возможно, в этот период он также посещал свой родной город: в 1618 и 1620 годах в соборе Реджо-Эмилия среди певчих значился Бенедетто да Парма. Ход карьеры Феррари между 1623 и 1637 годами неясен, хотя, по-видимому, он был известен при моденском дворе. 8 августа 1623 года он написал из дома своего дяди, губернатора Сестолы, близ Лукки, Альфонсо д'Эсте, приложив примеры своих сочинений для двух и пяти голосов (утеряны); десять лет спустя он посвятил свою первую книгу "Musiche varie" герцогу Франческо I д'Эсте. В период с 1637 по 1644 год Феррари работал в основном в Венеции, работая как либреттист и композитор, создавая постоянный поток опер для новых коммерческих театров. Его "Андромеда", положенная на музыку Манелли и поставленная в 1637 году в театре Сан-Кассиано, на самом деле была самой ранней венецианской оперой, на которую была допущена платная публика, и была поставлена, согласно либретто, в основном за счет исполнителей. В этой постановке он также выступал в качестве импресарио и играл на теорбо в оркестре. Успех "Андромеды" побудил Манелли и Феррари снова сотрудничать в 1638 году для постановки оперы "Молниеносный маг". После этого их сотрудничество прекратилось, по крайней мере, в том, что касалось Венеции. Однако в 1640 и 1641 годах они оба были активными участниками гастрольной труппы, которая представляла венецианскую оперу в Болонье: виртуозность Феррари как игрока на теорбо была вновь отмечена в 1640 году, когда он сыграл в болонской постановке "Делии" Манелли, а в 1641 году - в опере "Молниеносный маг" и "Пастор Реджио". как с текстом, так и с музыкой Феррари, были исполнены в Болонье. О карьере Феррари в период с 1644 по 1651 год достоверно известно немного, хотя есть предположение, что в эти годы он работал в Модене. Несомненно, он написал балет "Виктория д'Эменео" для постановки там в 1648 году. Его присутствие также отмечается в других центрах. По-видимому, он был ответственен за постановку в Генуе в 1645 году "Делии" и "Эгисто" Кавалли, а также в Милане в 1646 году "Делии" и "Пастора Реджио". Его "Пастор Реджио" и "Армида" были возрождены в Пьяченце 15 апреля, 22 и 26 мая 1646 года соответственно, и в том же городе 22 января 1651 года была поставлена его постановка "Эгисто" (Бьянкони и Уокер). В 1651 году он отправился в Вену, чтобы служить императору Фердинанду III в качестве музыканта и руководителя придворных празднеств. Он прибыл туда 12 ноября 1651 года, прервав свое путешествие в Инсбруке, где эрцгерцог Фердинанд Карл вручил ему подарки (см. письмо от 18 ноября 1651 года в I-La). Его "Любовное пение", положенное на музыку Антонио Бертали и представленное перед имперскими курфюрстами на сейме в Регенсбурге в 1653 году, фактически ознаменовало появление итальянской оперы при императорском дворе. Он вернулся из Вены в Модену после 31 марта 1653 года и, по словам Тирабоски, был назначен там придворным хормейстером 1 сентября 1653 года. В Модене его "Андромеда" была возрождена к открытию театра делла Спельта в 1656 году. Помимо возобновления своих контактов с пармским двором в 1660 году, он оставался в Модене до июля 1662 года, когда был уволен по экономическим причинам. Следующие 12 лет он провел в своем родном городе Реджо-нель-Эмилия. Когда в 1674 году герцог Франческо II д'Эсте унаследовал герцогство и начал процесс воссоздания музыкального истеблишмента в Модене, Феррари не сразу получил свою прежнюю должность. От его имени придворный архивариус Лодовико Тальявини направил герцогу длинную и интересную петицию (расшифрованную Тирабоски), в которой опроверг обвинения в том, что Феррари был скучным, старомодным композитором, и рассказал о его карьере и достижениях. В дополнение к игре Феррари на теорбо, Тальявини привлек внимание своим мастерством аккомпанировать на спинете. Феррари был восстановлен в должности 1 декабря 1674 года и служил хормейстером вместе с Джузеппе Паини до самой его смерти. Он был похоронен в церкви Парадизо в Модене.

Ноты сочинений Бенедетто Феррари на сайте библиотеки IMSLP