Феррабоско, Доменико Мария
1513 - 1574
Назад
Доменико Мария Феррабоско (Domenico Maria Ferrabosco) - Итальянский композитор и певец
Родился 14 февраля 1513 года, Болонья - умер в феврале 1574 года, Болонья.
19 ноября 1540 года сенат Болоньи признал его музыкальные способности, назначив ему пожизненное жалованье за то, что он отвечал за публичные выступления дворцовых музыкантов. Он также был певцом в Сан-Петронио. Примерно в это же время он женился на Джулии, дочери Гвидо Новелли далл'Арпа из Феррары; приданое получила жена графа Альфонсо Контрари из этого города. Старшего из их восьми сыновей назвали Альфонсо, вероятно, в честь графа. В 1546 году Доменико стал magister puerorum в римской капелле Джулия, но вскоре вернулся в Болонью, где 29 августа 1547 года сенат, учитывая его заслуги и стесненные семейные обстоятельства, назначил его на немузыкальную должность "Regulator et scriba campionis creditorum Montis portarum". В 1548 году он стал маэстро капеллы в Сан-Петронио, после чего сенат освободил его и его детей от всех налогов в Болонье. Тем не менее, он снова отправился в Рим. 27 ноября 1550 года он был назначен певчим в папскую капеллу и вступил в должность в апреле 1551 года. Он и Палестрина были там коллегами, но 30 июля 1555 года новый папа римский (Павел IV) отправил их обоих на пенсию, поскольку они были женаты. После этого известно, что он стал маэстро капеллы в Сан-Лоренцо в Дамазо, Рим, возможно, лишь на короткое время. Известно также, что в конце 1550-х и начале 1560-х годов он жил в Париже (Керман). 23 декабря 1570 года Доменико Мария добился того, чтобы сенат Болоньи предоставил и передал сразу после его смерти должность регулирующего органа Альфонсо Феррабоско. Его завещание, датированное 22 июня 1573 года, свидетельствует о том, что он жил в благополучных условиях, и упоминает четырех сыновей. Основные произведения Доменико Марии вошли в его первую и единственную книгу мадригалов, изданную Гардане в Венеции в 1542 году и посвященную Гвидобальдо II, герцогу Урбино. Они показывают, что он был потенциальным композитором раннего периода итальянского мадригала, для которого характерны Вердело, Феста и Аркадельт; здесь прослеживается некоторое противопоставление гомофонических и полифонических пассажей, а также интерпретация литературных деталей текстов, включая отклик на ритм. Большинство этих текстов анонимны, но их стиль напоминает набирающую популярность любовную лирику Петрарки, который, наряду с Ариосто и Бембо, был идентифицирован в остальных произведениях. В середине XVI века появилось еще несколько мадригалов и четыре мотета (некоторые из них были опубликованы), а некоторые впоследствии были переложены для лютни, цитры и клавишных, а также вошли в немецкую органную табулатуру. В частности, большой популярности добился один мадригал, "Мой сын Джовинетта": Палестрина использовал его как образец для двух пародийных месс. Не менее чем в 46 печатных антологиях и по меньшей мере в 16 рукописных источниках, изданных в период с 1542 по 1546 год, воспроизводится мадригал, а в двух рукописях содержатся контрафакты, одна на немецком, а другая на английском языках. Периодическая публикация этой баллады из "Декамерона" Боккаччо на протяжении столь длительного периода и ее приписывание Альфонсо Феррабоско в издании "Джемма музикалис" (Нюрнберг, 1588-21) были отчасти причиной путаницы, которую более ранние авторы допускали между различными членами семьи. Джироламо, младший брат Доменико Марии, почти не упоминается в болонских документах и известен только по одному загадочному сочинению - "Римской токкате" для органа. Ливи подумала, что он, возможно, отправился в Англию и, возможно, сопровождал Альфонсо Феррабоско в его первом визите.
Ноты сочинений Доменико Мария Феррабоско на сайте библиотеки IMSLP