Фернандес (Идальго), Гутьерре
ок.1547 - 1623

Назад

Гутьерре Фернандес (Идальго) (Gutierre Fernández (Hidalgo)) - Южноамериканский композитор испанского происхождения

Родился около 1547 года, Талавера-де-ла-Рейна - умер 11 июня 1623 года, Ла-Плата (ныне Сукре), Боливия.

Около 1567 года он находился под опекой Хуана Наварро и участвовал в музыкальной деятельности церквей в Саламанке и Алькала-де-Энаресе. После увольнения Наварро со своего поста в соборе Саламанки в 1574 году Фернандес Идальго также ушел, став маэстро де Капилья из коллегиальной церкви Святой Марии в Талавера-де-ла-Рейна, где он оставался до своего отъезда в Америку в конце 1583 года. В мае 1584 года он стал маэстро де Капилья в кафедральном соборе Сантафе (ныне Богота). Он также занял пост ректора Тридентской семинарии в Сан-Луисе, сменив (не без разногласий) местного маэстро де Капилья Гонсало Гарсиа Зорро, который, по словам Фернандеса Идальго, был неплохим басистом, не знавшим ничего, кроме элементарного контрапункта и зачатков полифонии. К моменту своего прибытия Фернандес Идальго уже был опытным музыкантом; вскоре он получил от епископа Сантафе приказ, обязывающий молодых семинаристов каждый день петь в соборе под его требовательным руководством. 20 января 1586 года все студенты сбежали, что вызвало серьезный скандал, имевший последствия в Испании. Его сменил на посту маэстро де Капилья его ученик Алонсо Гарсон де Таусте. Фернандес Идальго принял назначение в Кито, которое напоминало назначение в Сантафе в том смысле, что он снова должен был исполнять обязанности маэстро кафедрального собора де Капилья и священника индейского прихода Сан-Блас. И снова его сменил на посту маэстро де Капилья ученик Эрнандо де ла Парра Сисернос. В 1591 году Фернандес Идальго стал маэстро де Капилья в кафедральном соборе Лимы и учителем музыки в монастыре Энкарнасьон. В следующем году он стал маэстро де Капилья кафедрального собора Куско с годовым окладом в 500 песо; он должен был дирижировать хором, ежедневно давать публичные уроки простого пения, полифонии и контрапункта всем назначенным сотрудникам собора и сочинять "традиционные вильянсико, мотеты и другую фестивальную музыку". В 1593 году капитул предложил старшим церковным музыкантам дополнять свое жалованье работой на приходе; это так разозлило Фернандеса Идальго, что 12 июля он предложил уйти в отставку. Встревоженное собрание в этой связи проголосовало за то, чтобы увеличить свой взнос в его зарплату с 300 до 400 песо. Он оставался в Куско до 1597 года, когда его имя впервые упоминается в отчетах кафедрального собора Ла-Платы, где ему, как маэстро де Капилья, платили 600 песо в год; он также был священником церкви Сан-Лазаро в Ла-Плате. Он вернулся в Куско примерно в октябре 1608 года, а в декабре 1612 года вернулся в Ла-Плату; он оставался там до своей смерти. 22 января 1607 года Фернандес Идальго подписал соглашение с Диего де Торресом, иезуитом из провинции Парагвай, вернувшимся в Европу, по условиям которого Торрес согласился руководить изданием собрания его сочинений в Испании или Франции. Было предложено пять томов: мессы, магнификаты, церковные гимны, служебная музыка Страстной недели и мотеты. Церкви, в которых служил Фернандес Идальго, должны были получить копии (по два тома для соборов Ла-Платы и Куско и по одному для соборов Сантафе, Кито и монастыря Энкарнасьон в Лиме), а некоторое количество должно было быть отправлено в иезуитскую провинцию Парагвай. Неизвестно, был ли когда-либо осуществлен проект, за который композитор заплатил бы 1500 песо за 50 экземпляров каждого тома, но его произведения сохранились только в рукописном виде. В 1608 году аудиенция Чаркаса рекомендовала его Филиппу III для назначения на должность, но безуспешно; в 1613 году он возобновил свою заявку с помощью друга-купца Хуана Лопеса де Аргуинкано. Музыка Фернандеса Идальго отражает основные тенденции испанского музыкального стиля второй половины XVI века. Несомненно, он был последователем Моралеса и Наварро, и его сохранившиеся работы "К вечерне" наиболее близки по стилю к работам Торрентеса. В его музыке есть что-то от "Вечерней книги" Герреро (1584), и, хотя Фернандес Идальго не был особо образованным композитором, он иногда использовал каноническое письмо, как, например, в своем четырехголосном Magnificat quarti toni.