Фео, Франческо
1691 - 1761
Назад
Франческо Фео (Francesco Feo) - Итальянский композитор и педагог
Родился в 1691 году, Неаполь - умер 28 января 1761 года, Неаполь.
По словам Берни, он был "одним из величайших неаполитанских мастеров своего времени". Фео получил музыкальное образование в консерватории Святой Марии делла Пьета деи Турчини в Неаполе, куда он поступил 3 сентября 1704 года; среди его сокурсников были Леонардо Лео и Джузеппе де Майо, которые позже женились на племяннице Фео, Терезе Манна. Сначала он учился у второго маэстро Андреа Бассо, а после 1705 года также у Николы Фаго, недавно назначенного первым маэстро. Согласно некоторым источникам XIX века, Фео покинул консерваторию около 1708 года, чтобы изучать контрапункт у Дж.О. Питони в Риме. Это утверждение не было обосновано, и теперь считается, что он оставался в Турчини до 1712 года. 18 января 1713 года он представил неаполитанской публике свою первую оперу "Тираническая любовь", "Оссия Зенобия", а во время карнавального сезона 1714 года - священную драму "Мартирио в честь Катерины". В последующие годы он начал получать признание благодаря примечательным произведениям для местных церквей (Missa defunctorum, 1718) и внес свой вклад в речитативы, арии и комические сцены для неаполитанских постановок опер других композиторов. В 1719 году он написал музыкальную комедию "Сила духа", за которой последовала серия опер "Теуццоне" в 1720 году. Однако первым настоящим успехом Фео, по-видимому, стала опера-сериал "Король Нумидии", поставленная в мае 1723 года в театре Святого Бартоломео Марианной Бугарелли и кастратом Николини. Либретто "Сифаче", основанное на более старом произведении Доменико Давида, стало первой попыткой создать музыкальную драму для 25-летнего Метастазио, который только что обосновался в Неаполе. Растущая репутация Фео как церковного композитора и успех его оперы "Сифас" привели в июле 1723 года к его назначению маэстро консерватории Святого Онофрио в Капуане, где он присоединился к Иньяцио Проте и сменил Николу Грилло. За 16 лет работы там он стал известен как один из самых выдающихся неаполитанских педагогов своего поколения. Среди его учеников в школе Онофрио были Никола Сабатино, Николо Джоммелли и его собственный племянник Дженнаро Манна. В 1739 году он покинул Сан-Онофрио (где Леонардо Лео занял его должность), чтобы стать главным маэстро Консерватории веры Иисуса Христа, сменив ушедшего в отставку Франческо Дуранте. Фео служил в этом учебном заведении до 1743 года, сначала ему помогал Альфонсо Каджи, а затем Джироламо Абос. Одним из его учеников был Джакомо Сангвини, ‘детто Монополи’. Между 1723 и 1743 годами Фео написал большую часть своих ораторий, множество духовных кантат и много церковной музыки. Его самой успешной ораторией была "Франческо ди Салес, апостол дель Шабле" (1734), которая в течение 20 лет исполнялась в различных городах Италии. Для сцены, особенно для театров Рима и Турина, он написал еще шесть оперных серий и несколько интермеццо. Для Мадрида он написал "Серенады Оресте" и "Полинице" (обе - в 1738 году), а для Конгрегации отцов Креста в Праге - ораторию "Избавление Кананеев от смерти Сисары" (1739). Его последняя опера "Арсач" была поставлена в Турине по случаю открытия Королевского театра 26 декабря 1740 года (для иллюстрации смотрите Турин). Его последняя оратория "Руфь" была исполнена в Риме в 1743 году. Впоследствии он уступил драматургическое поприще молодому поколению композиторов, представленному Латиллой, Джоммелли, Терраделласом, Джироламо Абосом и Манной. Когда в 1743 году монастырь Веры Иисуса Христа был упразднен и преобразован в семинарию, Фео отошел от публичного преподавания, но продолжал активно сочинять духовную музыку. Он продолжал служить в различных неаполитанских церквях, в том числе в Аннунциате, где в 1726 году был назначен маэстро капеллы. В последние годы жизни он отказался от большинства своих обязанностей в Manna. Его последнее датированное сочинение в "автографе" - "Quoniam tu solus" 1760 года для тенора и струнных. В исполнении певца А.М. Бернакки из Болоньи, Фео установил контакт в 1749 году с падре Мартини, в коллекцию которого он внес свой портрет: на нем изображен задумчивый стареющий Фео, рядом с которым лежат теоретические трактаты Царлино, Фукса и Скорпионе.
Ноты сочинений Франческо Фео на сайте библиотеки IMSLP