Фенароли, Феделе
1730 - 1818

Назад

Феделе Фенароли (Fedele Fenaroli) - Итальянский музыкальный педагог и композитор

Родился 25 апреля 1730 года, Ланчано, Абруцци - умер 1 января 1818 года, Неаполь. 

Его отец, Франческо Антонио, маэстро капеллы церкви Святой Марии дель Понте в Ланчано, научил его основам музыки, но затем заставил изучать юриспруденцию. После смерти отца Фенароли поступил в консерваторию Святой Марии Лорето в Неаполе в качестве ученика Франческо Дуранте и П.А. Галло. В 1762 году он преподавал в консерватории, замещая Антонио Саккини. В 1763 году он стал вторым маэстро капеллы в той же консерватории, а в 1777 году - первым маэстро. В 1768 году, в день рождения Фердинанда IV, в театре Сан-Карло была исполнена его кантата. Позже он сыграл решающую роль в реорганизации неаполитанских консерваторий; после того, как в 1806 году консерватория Марии ди Лорето была объединена с консерваторией Турчини, Фенароли, Джованни Паизиелло и Джакомо Тритто было поручено разработать новую учебную программу. Фенароли преподавал контрапункт в новой консерватории и вместе с Паизиелло и Тритто руководил школой, пока в 1813 году ее не возглавил Никколо Зингарелли. Несмотря на то, что он страдал от рака, он продолжал преподавать до 5 декабря 1817 года, даже собирая своих учеников вместе во время каникул в своем загородном доме у подножия горы Везувий. По словам Флоримо, среди его учеников были композиторы Чимароза, Зингарелли, Джузеппе Николини и Микеле Карафа; возможно, он также давал частные наставления Николе Манфроче, Саверио Меркаданте и Винченцо Лавинья. Он был членом Реального борбонического общества и музыкальным руководителем Ассоциации Кавальери. Фенароли сочинял в основном церковную музыку, предпочитая строгий контрапунктический стиль, в котором он проявил большие способности. Сохранилось лишь несколько его кантат, сценических произведений и ораторий. По-видимому, он не написал оркестровой музыки и написал только одно камерное произведение - "Сонату для чембало" (1793). Его метод преподавания был высоко оценен по всей Италии; Фетис хвалил его за простоту и ясность, а Чорон использовал некоторые упражнения в своих "Принципах композиции". Передавая композиционный стиль своего учителя Дуранте, он помог сохранить так называемую неаполитанскую традицию. Его трактаты, которые много раз переиздавались в течение XIX века, начали терять популярность примерно в 1860 году с появлением более современных методов преподавания; однако даже в 1871 году Верди мог одобрительно отзываться о все еще широко распространенном использовании упражнений Фенароли.

Ноты сочинений Феделе Фенароли на сайте библиотеки IMSLP