Фелтон, Уильям
1715 - 1769

Назад

Уильям Фелтон (William Felton) - Английский священник, органист, клавесинист и композитор

Родился в 1715 году, Дрейтон, Шропшир - умер 6 декабря 1769 года, Херефорд. 

Он был сыном Джорджа Фелтона, клерка, и получил образование в Манчестерской средней школе и колледже Святого Иоанна в Кембридже (бакалавр, 1738; магистр, 1743). Он женился на Анне, дочери преподобного Эгертона Ли, от которой у него родилась дочь. Фелтон был рукоположен в сан священника епископом Херефордским 11 августа 1742 года, 3 февраля 1743 года стал викарием-хоралом и подпевалой кафедрального собора, а в 1760 году - младшим каноником. В 1769 году он был назначен капелланом принцессы Августы, вдовы принца Уэльского, и в том же году был назначен настоятелем хорального колледжа викариев в Херефорде. С 1744 года он занимал различные приходские должности в Херефордшире. Он был похоронен в часовне Пресвятой Девы в Херефордском соборе: надпись на его надгробии гласит, что он умер в возрасте 54 лет и был "всесторонне образованным в доктрине, а также великим музыкантом’. Фелтон был стюардом на фестивале трех хоров в Херефорде в 1744 году и в Глостере в 1745 году; его имя значится в списке подписчиков на книгу Томаса Чилкота "Двенадцать английских песен" (1744). Судя по всему, он пользовался широкой популярностью как исполнитель на клавесине и органе. Берни, который считал Фелтона лучшим исполнителем, чем композитором, вспомнил, как в юности слушал пьесу "знаменитого мистера Фелтона" в Шрусбери, и написал в своей биографии о его "ловком пальце для простых делений и быстрого умножения нот’. В своем отчете о музыкальных представлениях "... в память о Генделе" (Лондон, 1785) он рассказал анекдот о попытках Фелтона убедить Генделя подписать контракт на его концерты op.2 через скрипача Абрахама Брауна; Гендель сердито вскинулся и сказал: "Пастор сочиняет концерт? Почему он не записывает сармона?". Однако имя Генделя фигурировало в списке подписчиков на концерты Фелтона соч.1. Фелтон известен прежде всего как плодовитый композитор, автор органных и клавесинных концертов; Берни заявил, что он "спродюсировал два концерта из трех, которые были сочтены достойными исполнения в Лондоне’. Несмотря на это, концерты Фелтона широко приобретались библиотеками музыкальных обществ и частными коллекционерами, а его музыка часто появлялась в отечественных рукописных антологиях 18-го века. Фелтон обладал природной способностью создавать смелые, мощные тематические материалы, но его навыки игры на клавишных заставили его включить чрезмерное количество отрывков. "Анданте с вариациями" из третьего концерта, соч.1, приобрело широкую популярность как "Гавот Фелтона" или "Прощай, Манчестер" (последнее название, вероятно, датируется декабрем 1745 года, когда оно предположительно исполнялось, когда войска молодого претендента покидали Манчестер). Говорят также, что он звучал во время казни в 1746 году Джемми Доусона, манчестерского якобита, который был современником Фелтона в колледже Святого Иоанна в Кембридже (эта легенда может быть основана на том факте, что концерт Фелтона исполнялся на манчестерских абонементных концертах, которые пользовались дурной славой). Примерно в 1748 году мелодия была напечатана как "Наполни бокал", песня для трех голосов. Берни сказал, что она появилась в опере Чампи "Бертольдо", поставленной в Ковент-Гардене в 1762 году. Эта мелодия оставалась популярной вплоть до середины 19 века.

Ноты сочинений Уильяма Фелтона на сайте библиотеки IMSLP