Фасоло, Джованни Баттиста
ок.1598 - ок.1664
Назад
Джованни Баттиста Фасоло (Giovanni Battista Fasolo) - Итальянский композитор и органист
Родился около 1598 года, Асти, Турин - умер после 1664 года, Сицилия.
До недавнего времени его музыка приписывалась двум или трем разным композиторам с одинаковым именем, но теперь известно, что композитор был только один. Большая часть биографической информации о нем содержится в названиях и посвящениях его произведений. Будучи монахом-францисканцем, он в молодости переехал на юг Италии. Возможно, он жил в Риме между 1627 и 1629 годами; в этот период там были опубликованы два его сборника арий. Возможно, проведя некоторое время в Неаполе, он вернулся в Рим в 1647 году, когда был включен в число пульсаторов органорума, сопровождавших работу Генерального капитула. В 1648 и 1649 годах он был музыкальным магистром тамошнего монастыря Санти Апостоли, но между 1649 и 1652 годами переехал на Сицилию, где с 1659 по 1664 год занимал должность маэстро капеллы при архиепископе Монреале, близ Палермо. Однако он, должно быть, был на Сицилии до этого периода, поскольку посвятил свой ежегодник 1645 года князю Патерно на восточной Сицилии. До наших дней дошла как духовная, так и светская музыка Фасоло. Ежегодник его духовной музыки, широко известный в Италии и Европе, был создан для того, чтобы обеспечить приходского органиста достаточным количеством откликов и самостоятельных произведений для органа, которые помогут ему пережить церковный год. Он содержит стихотворения для "Te Deum", 19 гимнов, три мессы, "Salve regina" и восемь переложений магнификата, а также восемь ричеркат (ricercate), восемь канцон и четыре фуги. Циклическое исполнение инструментальных произведений, основанных на cantus firmi, было тогда необычным в Италии, хотя ежегодники духовной вокальной музыки были в моде в начале века. Длинное предисловие Фасоло содержит полезную информацию о современных тенденциях в практике органного исполнительства. Фасоло написал свои собственные тексты в "Arie spirituali", которые выдержаны в широко распространенном стиле концертато. В этом сборнике упоминаются религиозные драмы, положенные на музыку Фасоло и исполнявшиеся в Палермо, но музыка была утеряна. Самыми ранними печатными сборниками Фасоло являются светские арии для голоса и гитары. Первый из них, "La barchetta passaggiera", в настоящее время утрачен, но в начале 1900-х годов у Оскара Чилесотти был экземпляр. Титульный лист отсутствовал и был заменен написанным от руки названием "Мистика виньи алла бергамаска". На самом деле это всего лишь название первой арии, но оно убедило Чилесотти в том, что композитор был уроженцем Бергамо и, следовательно, отличался от композитора Фасоло д'Асти. Чилесотти оставил транскрипции почти всего сборника арий, и теперь они опубликованы. Фогель имел доступ к печатному изданию, имевшемуся у Чилесотти, и написал, что в нем содержится 21 ария. Однако рукопись, сохранившаяся в доме потомков Чилесотти в Бассано, содержит всего 18 арий. Первая ария, "Таинственная винья алла бергамаска", представляет собой комическую композицию, в которой персонажи поют на нескольких иностранных языках и различных итальянских диалектах. Остальные арии написаны на литературные тексты, две - Кьябреры, одна - Гуарини. Диалог во втором сборнике светских арий Фасоло "Смерть мадам Лючии" основан на использовании комедии дель Арте и начинается с "Плача Лючии". Сходство с "Лучиатой" Франческо Манелли, опубликованной в его "Музыке перемен", соч.4 (Венеция, 1636), и, в частности, общий текст первого произведения в каждом сборнике заставили некоторых поверить, что Фасоло и Манелли - одно и то же лицо.
Ноты сочинений Джованни Баттиста Фасоло на сайте библиотеки IMSLP