Фаррант, Ричард
ок.1525 - 1580

Назад

Ричард Фаррант (Richard Farrant) - Английский церковный музыкант и композитор

Родился между 1525 и 1530 годами - умер 30 ноября 1580 года, Лондон. 

Его имя впервые появляется в списке джентльменов Королевской капеллы летом 1552 года. Похоже, что он совсем недавно присоединился к хору, поскольку занял 31-е место в списке из 32 джентльменов, получающих полную стипендию. Он продолжал петь в хоре во время правления Марии Тюдор, а в 1564 году оставил свой пост, чтобы занять должность главного хориста и одного из органистов в часовне Святого Георгия в Виндзоре. До этого он был близким коллегой Ричарда Бауэра, мастера королевских хористов капеллы; он женился на дочери Бауэра Анне и выступал в качестве его законного представителя после его смерти в июне 1561 года. Среди церемониальных мероприятий, в которых Фаррант принимал участие, были похороны Эдуарда VI, коронация Марии I и ее похороны, а также коронация Елизаветы I. В ноябре 1569 года Фаррант стал капельмейстером Королевской капеллы хористов, сменив Уильяма Ханниса, и сохранял эту должность, как и в Виндзоре, до своей смерти. Он оставил вдову, сына (тоже Ричарда) и еще девятерых детей, имена которых неизвестны. Ричард Фаррант - важная фигура в истории английской церковной музыки, и его практический интерес к драматургии, несомненно, во многом, хотя и косвенно, способствовал появлению нового "стихотворного" стиля литургической композиции. Переехав в Виндзор в 1564 году, он организовал из хористов драматическую труппу, подобную труппам собора Святого Павла и Королевской часовни. В феврале 1567 года он впервые представил "Виндзорских мальчиков" при дворе и с тех пор каждую зиму ставил пьесу для королевы, используя сначала "виндзорских мальчиков", а затем, в 1577 году, объединенную королевскую труппу Виндзор–Чапел. Документы, относящиеся к трем последним постановкам, в 1578 и 1579 годах, относятся только к труппе Королевской часовни, хотя вполне возможно, что ассоциация Виндзор–Королевская часовня продолжалась. Вернувшись в Лондон в 1576 году, Фаррант арендовал "шесть верхних комнат, чердаков, лоджий или ромов, расположенных рядом на территории недавно распущенного дома или приората черных огнезвезд" за годовую арендную плату в размере 14 фунтов стерлингов с целью "подготовки" мальчиков к придворным развлечениям. Однако последующий судебный процесс показал, что репетиции были открыты для публики и что Фаррант фактически использовал помещение в качестве публичного театра. Ни одна из пьес Фарранта не сохранилась, хотя названия тех, что известны – "Аякс и Улисс", "Квинт Фабий и царь Ксеркс", – позволяют предположить, что автор предпочитал развивать серьезные и даже трагические темы. Известны только две его сценические песни: "О Юпитер, с величественного трона" из оперы "Царь Ксеркс" и "Ах, увы, вы, боги соленого моря" из неизвестной пьесы, повествующей об истории Пантеи и Абрадатаса, в которой Пантея оплакивает тело своего умершего мужа, а она собирается покончить с собой; песня также приписывается Роберту Парсонсу, коллеге Фаррант по Королевской капелле. Они представляют собой более сложный жанр елизаветинской песни для супругов. Солирующий голос в каждом случае принадлежит мальчику (один дискантовый, другой средний), а аккомпанемент, предположительно, принадлежит виолам. Инструментальные композиции в высшей степени полифоничны, в то время как вокальные партии отличаются сравнительной простотой, а словосочетания в основном слоговые. Похоже, что Фаррант написал не так уж много литургической музыки, но три его главных произведения – полные гимны "Призыв к памяти" и "Не скрывай лица своего" и "Высокая служба" – сохранились в необычайно большом количестве рукописей, относящихся к периоду до реставрации. Они демонстрируют чуткое, хотя и сдержанное, восприятие словесных акцентов и настроения. Фаррант был одним из первых композиторов, разработавших ‘стихотворный’ стиль письма. Его единственный дошедший до нас стихотворный гимн "Когда мы сидели в Вавилоне" демонстрирует влияние как метрического псалма, так и песни консорта. Слова взяты из версии псалма cxxxvii, написанной Стернхолдом и Хопкинсом. Каждый куплет исполняется соло, а последняя строка просто повторяется хором. За исключением последнего куплета, обстановка является строфической. Хотя его музыкальные и литературные качества невелики, гимн имеет необычайное историческое значение, поскольку, наряду с песней Уильяма Манди "Ах, беспомощный негодяй", является одним из самых ранних в своем роде.

Ноты сочинений Ричарда Фарранта на сайте библиотеки IMSLP