Фарнаби, Джайлс
1563 - 1640
Назад
Джайлс Фарнаби (Giles Farnaby) - Английский композитор
Родился в 1563 году - умер 25 ноября 1640 года, Лондон.
Как и его отец Томас, Джайлс был “лондонским читателем и весельчаком”. Его мать, "Джанакин по прозвищу Джейн", возможно, гугенотского происхождения, была похоронена в Уолтеме Святого Лаврентия, графство Беркшир, в 1605 году. Она завещала 40 фунтов стерлингов голландской реформатской и французской протестантской конгрегациям в Лондоне и "для поддержания браков бедных женщин"; в ее завещании странным образом игнорируется существование Джайлза. По словам Энтони Вуда, Джайлс был "из семьи Фарнаби из Труро в Корнуолле и близким родственником Тхо. Фарнаби, знаменитый школьный учитель из Кента’. Однако Вуд порой является ненадежным авторитетом, и до сих пор нет никаких доказательств, подтверждающих его заявление. В реестрах Сент-Хелен Бишопсгейт 28 мая 1587 года зафиксирована женитьба Фарнаби на Кэтрин Роан; "Приходская десятина" 1589 года показывает, что он облагался налогом всего в 2,9 шиллинга и в то время проживал в приходе. В 1590 году он числился доверенным лицом столярной компании. Его двоюродный брат Николас, приходской священник в Сент-Олаве, был профессиональным столяром и "изготовителем изделий из вирджинии", и Джайлс, возможно, был связан с аналогичным бизнесом. Ни то, ни другое не могло быть прибыльным, поскольку в 1596 году церковь Святого Олава выплатила Николасу ежегодную ренту в размере 2 фунтов стерлингов на том основании, что он был "перегружен детьми и его торговля пришла в упадок’. После смерти отца в 1595 году Джайлс все еще был должен своему отцу 9 фунтов стерлингов. Фарнаби получил высшее образование в Оксфорде 7 июля 1592 года. В том же году Томас Ист выпустил свой бестселлер "Полное собрание псалмов", для которого Фарнаби - один из десяти "опытных" авторов – предоставил девять вариантов переложения; впоследствии Барли и Рейвенскрофт применили некоторые из этих гармонизаций в своих псалтырях. Собственные канцонеты Фарнаби к фильму "Войсес" появились в 1598 году. В сборник, посвященный влиятельному придворному Фердинандо Хейборну, "камергеру личных покоев Ее величеств" и композитору, вошли хвалебные стихи Энтони Холборна, Джона Доуленда, Ричарда Элисона и поэта-отшельника Хью Холланда. Удивительно, но всего несколько лет спустя Фарнаби уже жил в сельской местности Айсторп, деревне в 10 км к северу от Линкольна. В епископских протоколах 1602 года для церкви Святого Петра, составленных главным образом самим Эгидиусом Фарнаби, церковным старостой, упоминается о крещении второй дочери по имени Филадельфия, первая из которых (родилась в 1591 году), предположительно, умерла. Более показательным является договор аренды, датированный 1608 годом, заключенный между сэром Николасом Сондерсоном из Филлингема (соседней деревни) и “Джайлзом Фарнэби... джентльменом”. В обмен на музыкальное образование детей сэра Николаса и на услуги его сына Ричарда в качестве семилетнего ученика, обучавшего детей "игре на музыкальных инструментах", Сондерсон согласился арендовать у Фарнаби несколько близлежащих владений за 16 фунтов стерлингов в год на 20 лет. Соглашение подписано по обоюдному согласию сторон. Задолженность за 1611 год позволяет предположить, что семья, возможно, уже покинула округ. Как бы то ни было, Ричард женился на Элизабет Сендай в Сент-Питер-Уэстчеп в Лондоне в 1614 году, за год до того, как его ученичество должно было закончиться. Где-то между 1625 и 1639 годами Фарнаби посвятил доктору Генри Кингу, "живому настоятелю" собора Святого Павла, метрическую псалтирь, гармонизированную в "четырех частях для виол и голоса", несомненно, надеясь, что прелат профинансирует ее публикацию; сохранился только сборник псалтири с автографом. В 1634 году в реестрах Сент-Джайлса Крипплгейта упоминается "дом Джайлса Фарнаби на Граб-стрит", район, отмеченный в обзоре 1638 года за "крайнюю бедность"; в тех же реестрах зафиксировано захоронение "музыканта Джайлса Фарнаби" 25 ноября 1640 года. Обращает на себя внимание стиль "musitian", а не "joiner". Из пяти известных детей Фарнаби, по крайней мере, двое были музыкантами: Ричард Фарнаби, композитор, родился в 1594 году; Джойус Фарнаби, сын Гиллза, был крещен 18 марта 1599 года в Сент-Мэри-ле-Боу, Чипсайд. В 1636 году его стали называть "музыкантом". Другой сын, Эдвард, был крещен в Айсторпе в 1604 году. Столяр по образованию, Фарнаби занимает особое положение среди композиторов елизаветинской и якобинской эпох. Запоздалое или прерывистое обучение музыке может помочь объяснить неоднородное качество его работ. Он не может сравниться ни с широтой и дисциплинированностью Берда, ни с беглостью речи Морли, ни с виртуозным размахом Булла (хотя он вполне мог бы быть его учеником), ни с отточенностью и интенсивностью Гиббонса. И все же он был талантливым композитором с оригинальными идеями и достаточной убежденностью, чтобы эффективно воплощать их в жизнь. Соответственно, его музыка жизненна и выразительна; в своих лучших проявлениях он обладает непосредственностью и обаянием, с которыми мало кто из его современников может соперничать. 11 клавишных фантазий – ни одна из них не основана на обычном пении, одна написана в транскрипции canzonet, две другие, по-видимому, созданы по образцу вокальных произведений – содержат образное, в высшей степени идиоматичное написание. Однако технически и по темпераменту Фарнаби был менее приспособлен к полифоническим жанрам, чем к вариациям, где его слабость в создании пространных абзацев имела мало значения, а находчивость в представлении богатых образных деталей и необычных текстур имела большое значение. Многочисленные танцы – некоторые из них в аранжировках – музыка из спектаклей-масок и фольклорных композиций, с их секционной структурой и репризами, являются достаточным доказательством этого. Заслуживает упоминания альманах "Две девственницы", а также серия "зарисовок персонажей" с причудливым названием, в том числе "Сон и отдых Джайлза Фарнаби". Его юмор умело сочетает в себе несколько композиционных приемов в четырех коротких фрагментах. Такие привлекательные миниатюры – среди них, в частности, "Тауэр Хилл" – являются одними из самых запоминающихся во всем репертуаре клавишных инструментов. Работы Фарнаби, похоже, мало распространены; в “Девственной книге Фицуильяма” содержатся уникальные тексты 51 из 53 приписываемых произведений. Только Bonny Sweet Robin, которого часто приписывают Буллу или даже Берду, фигурирует в нескольких источниках за пределами его круга композиторов. Гармонизации в "Псалтыри Востока", где тенор, как обычно, играет на мотив псалма, ритмически оживлены за счет свободного использования переходящих и пунктирных нот. В некоторых постановках присутствуют отчетливо мелодичные кантусные партии. Эти простые гармонизации стоят особняком от более сложных наработок в его собственной "двойной" псалтири, где сочетание текста и мелодии отражает замысел Рейвенскрофта; здесь кантус "дополняет" мелодию, а промежуточные паузы предполагают имитационный аккомпанемент. Почти все 97 мелодий имеют альтернативные настройки. Светская вокальная музыка Фарнаби, несмотря на влияние Морли, сохраняет самобытный колорит. Канцоны в основном придерживаются традиционного стиля и структуры: в основном беззаботные тексты выдержаны в мелодичных, но лаконичных имитациях, перемежающихся аккордовыми вставками. Музыка набирает ритмическую силу, часто выше точки нажатия педали, приближаясь к финальной каденции повторяющейся второй части. В коллекции представлены некоторые примечательные произведения, в том числе тщательно сконструированная "инструментальная" композиция в стиле кантус-фирмус на хорошо известную тему "Сюзанны".; авантюрно–хроматический, мрачноватый мадригальский "Поймите меня правильно" и звучный "Свидетели, небеса" - редкий пример восьмичленного письма.
Ноты сочинений Джайлса Фарнаби на сайте библиотеки IMSLP