Фарина, Карло
1604 - 1639
Назад
Карло Фарина (Carlo Farina) - Итальянский скрипач и композитор
Родился в 1604 году, Мантуя - умер в 1639 году, Вена.
О его мантуанском происхождении говорится на титульных страницах пяти опубликованных им книг. О его музыкальном образовании ничего не известно, но, возможно, он был сыном Луиджи Фарины из Казальмаджоре, Кремона, "альт-сонатора", который, как известно, был в Мантуе на службе у Гонзага в начале 17-го века, женился там в 1603 году и взял в жены дочь. Получив мантуанское гражданство в 1606 году, он, вероятно, получил раннее музыкальное образование от своего отца. Мантуя в то время была особенно продуктивной и стимулирующей средой для молодого скрипача, благодаря присутствию скрипача-виртуоза Саламоне Росси и важному музыкальному наследию Клаудио Монтеверди. Вскоре Фарина стал очень известен как скрипач, и в 1625 году он был назначен концертмейстером двора курфюрста Саксонии Иоганна Георга I в Дрездене, работая непосредственно под руководством Генриха Шютца. С 1625 по 1628 год его имя упоминается в связи с самыми важными мероприятиями при саксонском дворе, включая торжества по случаю свадьбы дочери курфюрста Софии Элеоноры и ландграфа Георга II Хенссен-Дармштадтского (Торгау, весна 1627 года). Фарина сыграла ведущую роль как в музыке для свадебного банкета, так и в исполнении "Дафны" Шютца, написанной специально для этого случая. Краткое упоминание об этих событиях можно найти в восьмой гальярде "Терцо либро делле паване..." (1627), которая, по воспоминаниям композитора, была сыграна и спета по этому случаю на хвалебный текст, по всей вероятности, ныне утраченный. Стесненные обстоятельства дрезденского двора, возникшие в результате Тридцатилетней войны, привели к тому, что в 1628 году работа Фарины при дрезденском дворе была прервана; в следующем году его сменил мантуанский скрипач Франческо Кастелли. После возвращения в Италию осенью 1631 года Фарина был нанят скрипачом в капеллу Мадонны делла Стекката в Парме, но после 1632 года он там не остался. В сентябре 1635 года он принял участие в музыкальных торжествах по случаю праздника Святого Кроче в Лукке, вероятно, в качестве первой скрипки, а в конце того же года навсегда покинул Италию. Он снова переехал в Северную Европу, сначала в Данциг, где с 1636 по 1637 год играл в муниципальном оркестре, а затем, с 1638 года, в Вену, где состоял на службе у императрицы Элеоноры I. Он оставался там до своей смерти в 1639 году, вероятно, в конце июля. Вся музыка Фарины, почти полностью для инструментов семейства скрипичных, была опубликована в Дрездене в те годы, когда он жил там. Он состоит из пяти печатных томов, состоящих в основном из трех- и четырехчастных танцевальных пьес и, в гораздо меньшей степени, из двух- и трехчастных сонат, концонн и симфоний, а также знаменитого Каприччио страваганте. Мелодическая и гармоническая обработка партий в танцевальных пьесах связана с консорт-музыкой, которая развивалась в северной и центральной Германии в первые три десятилетия XVII века под влиянием таких английских музыкантов, как Джон Доуленд, Дэниел Норкомб, Томас Симпсон и Уильям Брейд. Однако почерк Фарины более сложный, а виртуозные верхние партии явно написаны в скрипичном стиле. В десяти сонатах, которые завершают первую, четвертую и пятую книги, итальянское происхождение Фарины становится более очевидным, хотя использование вариаций и масштабных композиций напоминает об обстановке, в которой они были задуманы. Трехчастные сонаты, для которых часто характерны специфические ритмические фигуры, демонстрируют мало интереса к контрапунктическому развитию, отдавая предпочтение большей мотивационной вариативности и диалогу между двумя скрипками, как правило, выражающемуся в быстром воспроизведении заданного мелодического фрагмента, чередовании нот между верхними голосами (см. "Ла поляка", "Ла каприола" и Ла-Чингара). Именно в сонатах для скрипки и континуо Фарина демонстрирует свой талант скрипача-виртуоза: быстрые пассажи с полупериодами, двойные остановки (особенно в тройных частях), быстрые, повторяющиеся ноты, ломаные аккорды и частое использование верхних регистров (вплоть до третьей позиции) делают эти сонаты вершиной скрипичного мастерства техника дня. В сонатах "Француженка" и "Отчаянная" он в полной мере использует тембр струны G. Утонченное музыкальное воображение Фарины раскрывается в четырехчастном каприччио "страваганте" ("Андер Тейл", 1627), которое состоит из группы описательных пьес, связанных короткими танцевальными фрагментами. Пьесы имитируют звуки инструментов и животных (кошки, собаки, курицы, лиры, кларино, военного барабана, испанской гитары и т.д.), инновационно используя потенциал скрипки, используя выразительные приемы, такие как глиссандо, пиццикато, тремоло и двойная остановка, а также особые эффекты, такие как кол-во леньо и суль-Понтичелло. Они подробно описаны в таблице. Влияние Фарины на немецких скрипачей-композиторов было огромным и продолжительным. До его переезда в Дрезден в Германии не было выдающихся скрипачей, но через несколько лет появилось несколько виртуозов. Дэвид Крамер, Иоганн Шоп-старший и Иоганн Вирданк были одними из первых, кто проявил его влияние, которое до сих пор можно увидеть в работах Дж. Дж. Вальтера, Дж.П . Вестхоффа и Генриха Бибера в конце XVII века.
Ноты сочинений Карло Фарина на сайте библиотеки IMSLP