Фальконе, Ахилл
ок.1570 - 1600
Назад
Ахилл Фальконе (Achille Falcone) - Итальянский композитор
Родился около 1570 года, Козенца - умер 9 ноября 1600 года, Козенца.
Его музыкальным образованием руководил его отец Антонио, который также был композитором. Ахилл стал членом Академии Козенцы и, по крайней мере, с 1597 года был маэстро ди капелла в Кальтаджироне на Сицилии. Наиболее важным источником биографической информации о нем является его книга мадригалов на пять голосов, изданная его отцом посмертно. В книгу также включен отчет о музыкальном споре, который состоялся в 1600 году между Фальконе и испанским композитором Себастьяном Равалем, тогдашним директором королевской капеллы в Палермо. Растущая слава Фальконе вызвала зависть Раваля, который, встретившись с ним весной 1600 года в Палермо, побудил его поставить золотое кольцо на свой успех в конкурсе композиторского мастерства. Фальконе дал девять задач Томмазо Джильо, который отправил их Равалю через Антонио Иль Версо. Он предложил, чтобы они импровизировали фуги в каноне и ритмы в хроматическом и диатоническом стилях, а также в сочетании того и другого, с фиксированными правилами соблюдения сюжетов и различных звуковых знаков и пропорций. Фальконе также потребовал, чтобы сначала они провели теоретическую дискуссию по всем композициям. Но на самом деле конкурс был ограничен импровизацией канона из пяти частей, тему для каждого участника задавал другой. 18 апреля 1600 года доминиканский отец Николо Тоскано вынес решение о том, что каноник Раваля в унисоне не проявил никаких признаков мастерства или изобретательности и что он не привел убедительных теоретических аргументов в защиту своей работы. С другой стороны, сочинение Фальконе продемонстрировало большое мастерство как в подборе голосов, так и в том факте, что произведение можно было спеть восемью различными способами, а комментарии, прилагаемые к нему, были основаны на самых авторитетных источниках. Взбешенный этим поражением, Раваль предложил Фальконе импровизировать перед вице-королем Испании Бернардино ди Кардинесом, герцогом Македа (покровителем Раваля). Фальконе согласился, но при условии, что сначала будут даны ответы на поставленные ранее вопросы и что они подробно обсудят теоретические и практические аспекты музыки. Раваль, поддержанный некоторыми местными музыкантами и испанцами при дворе Палермо, отказался, заявив, что хорошему композитору не обязательно знать такие вещи. Таким образом, повторный конкурс в королевском дворце ограничился импровизированным сочинением канонического мотета для семи голосов и мадригалов для трех и шести голосов соответственно на фугальные темы, которые должны были быть использованы во всех голосах, выбранных сторонниками участников: Тоскано для Фальконе и знаменитого лютниста Марио Кангелоса для Раваля. Композиции были немедленно исполнены перед вице-королем. Но Раваль, при содействии испанцев при дворе, перехватил композиции своего соперника до того, как они попали к судьям, и подделал их. Протесты и обвинения Фальконе, а также заявление, написанное Тоскано 26 июля 1600 года, были напрасны. Раваль незамедлительно опубликовал Апологию, в которой напечатал фальсифицированную версию произведений Фальконе вместе со своими собственными сочинениями на те же темы, переписанными “с большим трудом и тщательной проработкой”. Фальконе было запрещено участвовать в подобных соревнованиях на Сицилии, и он предложил возобновить состязание с Равалем в Риме. Но 1 августа в Козенце, когда он готовился к путешествию, он тяжело заболел лихорадкой и умер в ноябре. В 1603 году Антонио Фальконе опубликовал сборник мадригалов своего сына "Все музыкальные синьории Рима": “мадригалы с песнями... в опере Себастьяно Равалле ... в рассказе Себастьяно Равалле... о том, что происходит в жизни Фатто сегиссе”; в дополнение к мадригалам, сборник содержит конкурсные произведения как композиторов, так и другие произведения Фальконе, которые доказали несправедливость судей в Палермо, ложность апологии Раваля и, в частности, исключительное мастерство Фальконе и его новый изобретательный стиль. В целом, оценка Антонио Фальконе конкурсных работ и другой музыки его сына заслуживает доверия. Мадригалы Фальконе, состоящие из пяти частей, демонстрируют зрелую стадию развития жанра; хроматизм используется для создания выразительных эффектов (например, в "Сладкой мадонне перед лицом"), а его понимание seconda prattica очевидно в “Ahi dolente partita”, которая полностью построена из цепочек диссонансов. Диссонанс снова эффективно используется в двух четырехчастных ричеркарах и в некоторых мадригалах (например, "Бьянки синьи"). Потрясающее контрапунктическое мастерство Фальконе также используется в мадригалах; "Все лучшие песни" полностью состоят из разделов, каждый из которых посвящен трем или четырем фугальным сюжетам, и подобные разделы встречаются и в других произведениях, например, в "Небесной ретичелле" и "Найди ту силу, что у тебя есть". Из еще одного мадригала сохранились только теноровая и басовая партии; в "Второй книге мадригалов и четверостиший" Пьетро Марии Марсоло (Венеция, 1614) пьеса представлена как монодия для тенора и баса непрерывно; Марсоло переработал ее на четыре части.
Ноты сочинений Ахилл Фальконе на сайте библиотеки IMSLP