Фалькенхаген, Адам
1697 - 1754
Назад
Адам Фалькенхаген (Adam Falckenhagen) - Немецкий композитор, лютнист
Родился 26 апреля 1697 года, Гроссдальциг, северный Лейпциг - умер 6 октября 1754 года, Байройт.
Он был сыном школьного учителя Иоганна Кристиана Фалькенхагена. Когда ему было десять лет, он на восемь лет уехал жить к своему дяде Иоганну Готлобу Эрлману, пастору в Кнаутайн близ Лейпцига. Там он прошел обучение "литературе и музыке", в частности игре на клавесине, а позже и на лютне. Затем он усовершенствовал свою игру на лютне у Иоганна Якоба графа в Мерзебурге, где в 1715 году он упоминается как лакей и музыкант на службе у молодого графа Карла Генриха фон Дискау. В зимнем семестре 1719 года он поступил в Лейпцигский университет; год спустя он отправился в Вайсенфельс, где в течение семи лет преподавал игру на лютне. Примерно с 1724 года он также работал камерным музыкантом и лютнистом при дворе герцога Кристиана, где его присутствие зафиксировано в 1726 году, вместе с его женой, певицей Йоханной Эмилией. За это время он совершил множество турне и в течение нескольких месяцев обучался у знаменитого лютниста Сильвиуса Леопольда Вайса в Дрездене. После двухлетнего пребывания в Йене, с мая 1729 по 15 августа 1732 года, он состоял на службе у герцога Эрнста Августа Саксонско-Веймарского. С 1734 года он служил при байройтском дворе. В 1736 году маркграф Фридрих назначил его "виртуозом игры на лютне и камерным музыкантом, вторым после капельмейстера Иоганна Пфайффера’. Примерно в 1746 году он называл себя "Каммер-секретарь-регистратор" из Бранденбурга-Кульмбаха. Фалькенхаген был одним из последних выдающихся лютневых композиторов. Хотя некоторые из его произведений, как и произведения его учителя Вайса, восходят к традициям барокко, в них прослеживается прогрессивная тенденция к галантному стилю. Его сочинение на лютне, написанное под влиянием клавишных, свободно контрапунктично и обычно ограничивается двумя голосами. Его произведения варьируются от скромных пьес, подходящих для любителей, до гораздо более сложных (например, соната соч.1 №5 и концерты), в которых используются виртуозные приемы. Его прелюдия к "качественному звучанию музыки тутти и туони", длящаяся более 20 минут, содержит разделы в 24 мажорных и минорных тональностях. Возможно, существует более прямая связь с И.С. Бахом, поскольку велика вероятность того, что табулатурная версия сюиты соль минор bwv995 (Ре-лема III.II.3) была аранжирована самим Фалькенхагеном (см. Schulze, 1983). Орнаментальные знаки и другие технические обозначения те же, что использовались Фалькенхагеном исключительно в его печатных работах и содержатся в рукописной таблице знаков, относящихся к его байройтскому периоду.
Ноты сочинений Адама Фалькенхагена на сайте библиотеки IMSLP