Фаго, Никола
1677 - 1745
Назад
Никола Фаго (Nicola Fago) - Итальянский композитор и педагог
Родился 26 февраля 1677 года, Таранто - умер 18 февраля 1745 года, Неаполь.
Он был сыном Катальдо Антонио Фаго и Джустины Турси из Таранто. После изучения музыки в своем родном городе и с июля 1693 по август 1695 года в консерватории Святой Марии делла Пьета деи Турчини в Неаполе, где его учителем был Франческо Провенцале, он поселился в Неаполе, служа в различных церквях в качестве маэстро ди капелла. 27 ноября 1701 года он женился на Катерине Сперанце Гримальди, младшей сестре знаменитого сопрано-виртуоза Николо Гримальди ("Николини").; из их многочисленных детей только старший сын, Лоренцо Фаго, стал музыкантом. В 1704 году Фаго был избран преемником дона Анджело Дуранте, дяди Франческо, на посту главного маэстро консерватории Святого Онофрио, а в мае 1705 года он занял ту же должность в Пьета деи Турчини, сменив Дженнаро Урсино, преемника Провенцале. В октябре 1708 года Никола оставил свой пост в соборе Святого Онофрио и в следующем году стал маэстро капеллы в Неаполитанском соборе Святого Дженнаро, сменив Кристофоро Карезану (‘Венецианец’). Фаго написал все свои известные священные драмы, оратории и оперы в период с 1705 по 1714 год. Его первая музыкальная драма "Радомастер" была заказана в 1707 году для свадебных торжеств Антонио ди Сангро, принца Североамериканского. Два года спустя его вторая драма "Астарто" была поставлена в театре Святого Бартоломео в Неаполе. Между 1710 и 1711 годами он написал две комедии на либретто Ф.А. Туллио для театра деи Фиорентини. В течение следующего года он сотрудничал со своим бывшим учеником Микеле Фалько, композитором музыкальных комедий, над постановкой трехактного произведения "Ло Масильо", которое на титульном листе либретто называется "драма в музыке", но традиционно считается ранней оперой-буффа. После очередного сотрудничества с Фалько в 1714 году ("Дафна") Фаго внезапно отказался от написания текстов для оперной сцены и посвятил себя преимущественно духовной музыке и преподаванию. В дополнение к своим обычным обязанностям в Пьета-деи-Турчини и Тесоро-ди-Сан-Дженнаро, он в течение нескольких лет также был режиссером и/или сочинителем музыки для праздников Первосвященников и святых в нескольких неаполитанских церквях. В 1731 году он ушел из "Тесоро ди Сан-Дженнаро" в пользу своего 27-летнего сына Лоренцо по состоянию здоровья. Однако пять лет спустя он занял другую должность маэстро капеллы в соборе Джакомо дельи Спаньоли, которую занимал до своей смерти. В Пьета деи Турчини он сделал выдающуюся карьеру преподавателя, которая продолжалась 35 лет. Его помощниками были Андреа Бассо (до 1734 года) и Джованни Саркони (1718-32), затем Леонардо Лео (1734-7) и, наконец, его сын Лоренцо (с 1737 года). Среди его учеников были Фалько, Франческо Фео, Джузеппе де Майо, Лео, Джузеппе Маркитти, Никколо Джоммелли, Микеланджело Велья, Паскуале Кафаро, Никола Сала и Антонио Корбисеро. В 1740 году Фаго оставил преподавательскую деятельность, и Лео сменил его на посту первого маэстро. Но в декабре 1744 года, после смерти Лео, все еще действующий Фаго обратился к королю с просьбой назначить его преемником Лео на посту первого маэстро королевской капеллы. Однако Фаго умер за день до объявления конкурса на этот пост. Никола Фаго принадлежит к поколению Франческо Манчини и Доменико Сарро. Как и они, он утвердился в музыкальной жизни Неаполя в годы отсутствия Алессандро Скарлатти (1702-1788). Его комические оперы ставят его в число первых профессиональных композиторов, которые обратились к зарождавшемуся в то время жанру неаполитанской музыкальной комедии. Однако сохранились только партитуры к его оратории "Фараоново лето" (1709) и музыкальной драме "Индийская Кассандра" (1711), поставленной в 1713 году. Его работы для сцены, серьезные или комические, по-видимому, не оказали большого влияния, а его карьера оперного композитора была недолгой. Именно как преподаватель и композитор церковной музыки Фаго стал известен в Неаполе как ‘виртуоз Тарантино’. В своих мессах и постановках "Dixit", "Te Deum" и "Magnificat" для двух пятиголосных хоров (в одном из которых представлены сольные голоса) он продолжил полихоральную традицию конца XVII века, заложенную в Неаполе Антонио Нолой, Джаном Доменико Оливой и Кристофоро Каресаной, но стиль и размах хора не изменились. хоровые движения и самостоятельные сольные номера больше соответствуют идеалам 18-го века. Его произведения демонстрируют солидное контрапунктическое мастерство педагога-композитора, а несколько его небольших пьес, особенно в стиле антико, явно дидактичны по своей природе. Что объединяет его подходы как к новому, так и к старому стилю, так это его понимание тональной идиомы, умение управлять гармоническими, модуляторными переходами над полифоническими и гомофоническими текстурами. В своей светской вокальной музыке образцом для Фаго был Алессандро Скарлатти, но он ограничился традиционной формой сольной кантаты с непрерывным сопровождением. Хотя слава Фаго как композитора впоследствии была омрачена славой его учеников, его влияние на неаполитанскую церковную музыку начала XVIII века не следует недооценивать. Ни Берни, ни Хокинс, ни Гербер не упоминали о Фаго; в 1792 году Дж. Райхардт указал на это упущение "одного из самых известных композиторов начала этого века", особо отметив его церковную музыку и кантаты.
Ноты сочинений Никола Фаго на сайте библиотеки IMSLP