Фабер, Иоганн Кристоф
1669 - 1744
Назад
Иоганн Кристоф Фабер (Johann Christoph Faber) - Немецкий композитор
Родился 6 апреля 1669 года, Вайсенбург, Бавария - умер 16 октября 1744 года там же.
Запись о скрипаче с таким именем в списке оркестрового персонала Эттингенского двора в 1689 году может быть ключом к разгадке личности композитора, известного только по пяти рукописям, хранящимся в библиотеке герцога Августа в Вольфенбюттеле. В одной из рукописей отдается дань уважения герцогу Людвигу Рудольфу Брауншвейг-Люнебургскому, правителю герцогства Бланкенбург с 1714 по 1731 год, который затем сменил своего брата при дворе Вольфенбюттеля, где он оставался до своей смерти в 1735 году. Фабер, возможно, был частью музыкального истеблишмента при этих дворах. Любопытное содержание четырех из пяти рукописей, приписываемых Фаберу, вызывает интерес к композитору, даже несмотря на то, что сама музыка настолько низкого качества, что возникает вопрос о том, что он, возможно, был любителем. За исключением "Вечеринок для летучих мышей" № 3, каждая рукопись содержит музыкальную головоломку, криптографическое сообщение и решение, предоставленное композитором. Фабер вставил в два Compositio obligata и в само изобретение текст, который нужно было прочитать, присвоив каждой ноте посоха букву алфавита. Кривая на первой линии посоха превращается из a на первом интервале b в m на интервале над первой линией леже. Алфавит дополняется кваверами, от n в нижней строке до z в промежутке над первой строкой. Три особые высоты звука и ритмические значения представляют собой умляуты ä, ö и ü. Таким образом, в первой части Compositio obligata ноты партии альта во второй части (Vivace) обозначают 18 различных блюд, а их начальные буквы также содержат совет Geld her vors Essn ("заплати деньги, прежде чем есть"). Во втором "Compositio obligata" используется во многом тот же метод, хотя значения нот в алфавитной гамме становятся минимальными, а партия альта во вступительной части посвящена герцогу Людвигу Рудольфу: "Людвиг дер ангенехмст, дас Дойчландес Зир..."; вторая "загадка" появляется в партии гобоя, где Фабер присвоил номиналы нот различным денежным номиналам, таким как грошен, хеллер, батцен, дукатен и т.д., по которым, очевидно, можно определить размер оплаты композитора за произведение. В пятой рукописи, концерте для двухструнных ансамблей, который может исполняться отдельно или одновременно, секретное послание - это куплет из двух строк, снова спрятанный в партии альта. Наконец, в сочинении "Neuerfundene obligata", написанном ко дню именин Людвига Рудольфа, партия кларино для каждой из девяти частей содержит ровно столько нот, сколько соответствует каждой букве в "Людовикусе". Буквы представлены путем присвоения каждой из них в латинском алфавите числового эквивалента. Эта форма гематрии не была новой в литературе, где криптографические значения часто выводились из приравнивания букв алфавита к цифрам. В частности, в эпоху барокко и поэты, и теологи использовали гематрию для символических интерпретаций. Хотя в музыке Баха было много проявлений гематрии, например, его восхищение числом 14, обозначающим имя Баха, обоснование этой практики композиторами встречалось редко. Поэтому рукописи Фабера, несмотря на их музыкальную неполноценность, представляют большую ценность.